В «деле поджигателей» — третий не лишний.

Близится к завершению следствие по делу двух подростков из Ленобласти, обвиняемых в попытке поджога в Нижнем Новгороде приемной депутата-единоросса. Однако человек, который, вероятно, и спровоцировал молодых людей на правонарушение, почему-то даже не допрашивался.

Обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 213 (Хулиганство) УК РФ Дмитрию Яшкову из Сертолово Всеволожского района и Илье Ульянову из Кингисеппа было предъявлено еще в сентябре.
Юноши были задержаны сотрудниками Центра по противодействию экстремизму и Центра специального назначения ГУ МВД России по Нижегородской области в ночь с 31 августа на 1 сентября 2011 года – как говорится в материалах дела, при попытке поджога приемной депутата областного законодательного собрания от «Единой России».
Согласно распространенной после задержания подростков версии правоохранительных органов, Илья и Дмитрий специально прибыли из Ленинградской области в Нижний Новгород для поджогов и взрывов, а также физического устранения одного из руководителей Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Нижегородской области.

Два месяца Яшков и Ульянов провели в СИЗО № 1 Нижнего Новгорода, в ноябре 2011-го мера пресечения в отношении них была изменена на домашний арест.
Трижды подростки вместе с адвокатами ездили в Нижний Новгород для дачи показаний, поскольку следствие в отношении Яшкова и Ульянова ведет ГУ МВД России по Нижегородской области. 17 января обоим подросткам предстоит ознакомиться с обвинительным заключением, после чего, как предполагается, дело будет направлено в суд. Мера пресечения в отношении Яшкова и Ульянова действует до 3 марта текущего года.

Между тем, у защиты обвиняемых есть немало вопросов к следствию. Среди них главный – почему не удалось задержать третьего и, по версии защиты, самого главного фигуранта – некоего Алексея Дмитриева, который каким-то образом оказался на месте преступления в момент его совершения, но держался на расстоянии от «поджигателей». Адвокат Александр Закутайло полагает, именно Дмитриев инициировал противоправные действия подростков.

По имеющимся сведениям, Дмитриев познакомился с Яшковым и Ульяновым через социальную сеть. Собственно, там же узнали друг о друге подростки, живущие в разных частях Ленобласти. Их сблизило желание пропагандировать здоровый образ жизни, бороться с алкоголизацией населения и табакокурением. Но добиваться этого они почему-то решили «нетрадиционным», а проще говоря, общественно-опасным способом – поджогом магазинов, где продают алкоголь и табак.
Затем подростки узнали, будто в Нижнем Новгороде есть некий Алексей, который поможет им в реализации этих планов. По некоторым данным, он предложил им разгромить офис общественной приемной «Единой России». Подростки согласились, хотя каких-либо политических симпатий ни у кого из них на тот момент не наблюдалось.

Тем временем Дмитриев активно снабжал обоих ребят информацией экстремистского толка. Образцы текстов противоправного, с точки зрения закона, содержания позже были найдены в домашних компьютерах парней. Результаты компьютерно-технической экспертизы приобщены к материалам дела.

Адвокат Закутайло направлял в адрес нижегородских следователей заявление с просьбой найти третьего фигуранта дела и привлечь его к ответственности по части 4 ст. 150 УК РФ (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), но 21 октября 2011 года получил отказ с формулировкой «за отсутствием события преступления».
Как пояснила старший следователь по особо важным делам УМВД по Ленинскому району Нижнего Новгорода Людмила Блинова, предполагаемый организатор «поджигательной» акции не знал, сколько подросткам лет, а потому не может привлекаться к ответственности по указанной статье УК РФ.
По мнению же адвоката, полицейские не заинтересованы в розыске Дмитриева, поскольку он, по неподтвержденным сведениям, является… их коллегой. «У них есть номер его мобильного телефона, фотография в фашистской форме и данные переписки, но почему-то не ищут», – говорит знакомый с материалами дела. К слову, сам Дмитриев не скрывался и некоторое время назад даже общался с журналистами.

Защита обвиняемых направила письма в Генпрокуратуру РФ, Следственный комитет РФ и лично директору ФСБ РФ Александру Бортникову с просьбой привлечь это «третье лицо» к ответственности. Ответов от силовиков пока не последовало. По идее, в ФСБ как никто должны быть заинтересованы в поиске истинных подстрекателей: выяснением обстоятельств произошедшего занимаются сотрудники 5-го отдела (по борьбе с экстремизмом) УФСБ по Нижегородской области.
Не исключено, что уголовные дела в отношении Яшкова и Ульянова, а также Дмитриева (если его все-таки привлекут к ответственности) могут уйти в суд разными производствами, но даже в этом случае подростки из Ленобласти окажутся перед Фемидой первыми.

Родственники подростков и их защита склонны полагать, что акция в Нижнем была четко спланирована. Если Дмитриев действительно является сотрудником полиции, он должен был предупредить совершение преступления (в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности»), а не ждать, когда подростки бросят бутылки с горючей смесью в депутатскую приемную; если же нет – роль этого человека в данной истории все равно следовало бы установить следственным путем.
Яшков и Ульянов сейчас сильно подавлены, и от мыслей о скором суде их отчасти отвлекают школьные занятия. Для того, чтобы они могли посещать уроки в условиях домашнего ареста, адвокат обвиняемых направлял ходатайство в Ленинский районный и Нижегородский городской суды, но «добро» на возвращение в школу было дано не сразу.
«Они понимают, что «влезли» не в ту историю, которая могла бы случиться с ними, но назад дороги нет», – говорит один из сотрудников полиции.
Точку в этом деле поставит нижегородский суд, дата первого заседания еще не определена.

Ирина Никитина, БалтИнфо