Алексей Навальный прослыл смелым разоблачителем, разрушившим «заговоры молчания» многих властных корпораций и братств. Накануне он нарушил тишину вокруг, возможно, самого темного царства российской элиты – рассказал о коррупции в высших эшелонах власти Чеченской республики. Эта публикация – ответ на реплику Рамзана Кадырова, назвавшего Навального «болтуном и трусом». «Два альфа-самца сцепились», — шутят комментаторы в блоге Навального. «Алексей, после такого надо нанимать охрану», — сочувственно советуют другие. В интервью «URA.Ru» Алексей Навальный рассказал, почему не боится мести Рамзана Кадырова, как нужно наводить порядок на Кавказе и примет ли он приглашение съездить в Грозный поесть шашлыка и станцевать лезгинку.
— Алексей, есть ли уже какая-то реакция со стороны властей Чеченской республики? Насколько они информированы по поводу этого материала? И если реакции нет, какую вы ожидаете?
— Нет ни малейших сомнений, что они информированы по поводу нашего расследования. Ведь помимо того, что я написал об этом пост в «Живом журнале» (он уже вызвал достаточно большой резонанс), мы с ними несколько месяцев вели по этому поводу переписку. Так что и следственные органы, и прокуратура, и МВД Чеченской республики отлично знают о происходящем. Но они даже не пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Они пока просто хранят молчание, что абсолютно в русле традиционной модели поведения. Модель такая: с одной стороны, их возмущают лозунги типа «Хватит кормить Кавказ», а с другой – они полностью игнорируют любые установленные правила расходования бюджетных средств.
— Мне кажется важным, что пост делает ответственными не просто отдельных чеченских чиновников. Вы обращаетесь и лично к Рамзану Кадырову. Какова может быть его реакция? Его принято считать человеком горячим.
— Ваш вопрос показателен. Вы говорите – «обвиняете не только чиновников, но и Рамзана Кадырова». В этом и кроется проблема. Рамзан Кадыров и с точки зрения проекта «Роспил», и с точки зрения законов Российской Федерации — просто губернатор. Он тоже всего лишь один из чиновников. И как любой из чиновников, он обязан выполнять то, что ему положено делать, и запрещено то, что не положено. Тем не менее Рамзан Кадыров устроил в республике режим, при котором он какой-то главный, я не знаю, басмач, или еще кто. Этот режим находится вне правового поля, а сам Кадыров допускает какие-то высказывания, полностью игнорируя законы Российской Федерации (взять хотя бы его предложение арестовать людей, вышедших на Болотную площадь, – собравшихся мирно, без оружия, в соответствии с законом).
Единственное, что связывает его с Россией, — это его личная преданность Путину и его желание фальсифицировать выборы в пользу Путина. Все остальные законы и правила, которые существуют на территории России, он нарочито и публично игнорирует. При этом повальное воровство в Чеченской республике стало настолько общим местом, что о нем никто уже даже не говорит. И мой вчерашний пост – это попытка нарушить это молчание, с документами в руках рассказать о конкретных фактах. Наша задача – чтобы Рамзан Кадыров вспомнил, что он обычный губернатор и должен делать то, что ему положено должностной инструкцией. Пусть делает.
— Почему такое вызывающее поведение характерно именно для Чечни и для Кадырова? Это ведь действительно вызывает раздражение у многих в России.
— Естественно, вызывает. Посмотрите хотя бы на те факты, которые мы вскрыли. Там чиновники не соблюдали даже видимые формальности. Такого нельзя представить в других регионах Российской Федерации. Они демонстративно иллюстрируют ту стратегию, которую выбрал федеральный центр по отношению к Чечне. Эта стратегия заключается в том, что фактически Кавказу выплачивается дань, неограниченное количество средств. Причем эти средства отправляются не населению Чеченской республики или других кавказских республик, не населению, которое в большинстве своем нищее. Огромное количество денег отдается на бесконтрольное расхищение коррумпированными кавказскими элитами. И эти элиты должны выполнять только одну вещь – дать 99% за Путина. И везде развешать его портреты.
Все остальное их вообще не волнует, можно делать все, что угодно. Гонять на «Porsche Cayenne», стрелять из автоматов, танцевать с золотыми пистолетами, похищать людей. И до тех пор, пока они дают 99% за Путина, у них есть абсолютный иммунитет. Они могут красть выделяемые федеральные деньги. Нас это не устраивает. И я уверен, что это не устраивает большинство населения кавказских республик, которому от этого денежного дождя ничего не остается.
— Многие отмечают, что это схема, к которой в конце концов пришел Кремль, отчаявшись установить нормальный порядок на Кавказе. Решили «подкармливать» наиболее влиятельный клан, чтобы он сохранял видимую стабильность в республике.
— Кремль использует родоплеменные отношения, которые существуют в кавказских республиках. В условиях рыночной экономики и коррупции эти отношения, как выяснилось, могут процветать. Федеральный центр предпочитает подкупать глав кланов и больше ничего не делать, с помощью этого и управлять.
— Может быть, такая схема взаимодействия – единственный выход сохранения Кавказа? Как я понимаю, вы же не сторонник отделения кавказских республик от России?
— Ни в коем случае, более того – я сторонник их возвращения в состав России. По факту, сегодня кавказские республики не являются частью России, так как там не действуют законы Российской Федерации.
— Какой тогда «метод Навального» для возвращения (или сохранения) Кавказа?
— Считаю, что никакого специального «метода Навального» или другой специальной стратегии не нужно. Есть стратегия одна, называется «Закон и порядок». Этого «закона и порядка» немного и на территории остальной России, а в Чечне он отсутствует вовсе. Все те проблемы, которые мы имеем в России, в Чечне усилены в сто раз. В Чечне, например, доведен до абсурда принцип отрицательной селекции при отборе чиновников. Не просто наихудшие пробираются к власти: нужно быть откровенным вором и бандитом, чтобы иметь власть.
Только наведение элементарного порядка и законности поможет поменять ситуацию. Ведь гражданская война идет в Чечне, Ингушетии и Дагестане не потому, что там исламский терроризм, а потому что там беспредел, коррупция и обогащающаяся верхушка при нищем населении. Нужно бороться с этими явлениями. Все реформы и проекты по укреплению законности, изменению судебной системы и так далее должны быть начаты с Северного Кавказа, и там мы должны приложить к этому в десять раз больше усилий, чем в другой стране. Я уверен, что другого рецепта не существует.
— Должно ли в этом кавказским республикам помочь русское население или это задача для коренных жителей этих республик? Есть ли, по-вашему, на Кавказе здоровые силы для таких преобразований?
— К большому сожалению, необходимо констатировать горькую правду, которая заключается в том, что русского населения там уже нет. И в этом смысле идея о том, что мы в Москве придумаем прекрасные планы и реализуем их, достаточно ограничена – потому что у нас нет механизма реализации. Нет этих самых людей, через которых можно проводить решения, – все русские оттуда уехали. Поэтому никто не решит проблему Кавказа кроме самих кавказцев, никто не решит проблему Чечни кроме самих чеченцев.
Я уверен, что здравые силы там существуют, существуют большие группы населения, которые не хотят жить в криминальном государстве и которые не согласны с тем, что Чечня такая феодальная бандитская республика, которой управляют бородачи с автоматами. Уверен, что там есть много нормальных людей, которые хотят жить в обычной европейской стране, в которой не обязательно женщинам закутываться с ног до головы, чтобы их не расстреляли из пейнтбольного ружья. Такие нормальные люди в конце концов составят большинство, и в республике начнет что-то меняться.
— В комментариях к посту много вопросов по поводу того, не боитесь ли вы за свою жизнь или за свое здоровье после прямой критики Рамзана Кадырова. Принято считать, что на Кавказе на такие вещи реагируют менее толерантно, чем в федеральных ведомствах. Действительно, вот просто по-человечески – не боитесь?
— Не боюсь. Знаете, на протяжении всей моей деятельности мне постоянно задают этот вопрос – «Не боишься ли ты?». Я не боюсь и считаю, что остальные не должны бояться. Это вопрос наших денег, нашего будущего. Если мы будем всегда всего бояться, то нами вечно будет управлять десяток жуликов и бандитов. Не вижу здесь ничего страшного и считаю, что информация о происходящем должна распространяться как можно более массово, об этом должно узнавать как можно больше людей. Это нужно для того, чтобы сомнительные персонажи, которые находятся у власти в кавказских республиках, поняли, что они в меньшинстве.
— Кавказские руководители нередко стараются переубедить своих критиков, просто приглашая их к себе и показывая, как изменились Чечня, Грозный и т.п. Вот Демушкин так съездил в Чечню и вернулся воодушевленным тем, что делает Рамзан Кадыров. Пытаясь представить, как будет вести себя Кадыров, я думаю, что он мог бы и вас позвать «широким жестом». Поедете в Грозный в таком случае? Вы, кстати, были на Кавказе?
— Нет, не был. Если мне захочется посмотреть Чечню, я сделаю это и без приглашения Рамзана Кадырова. Я достаточно много езжу по стране, и когда у меня появится свободное время, постараюсь приехать и на Кавказ. Но мне совершенно не нужно, чтобы чеченские власти пытались отчитаться передо мной, угостили шашлыком и станцевали лезгинку. Они должны отчитаться перед гражданами России – возбудить уголовные дела, отправить в отставку руководителей, ответственность которых в злоупотреблениях мы доказали.
— Будут другие расследования по Чечне?
— К сожалению, уровень коррупции в Чеченской республике настолько велик, что писать о происходящем там можно почти бесконечно. Другое дело, что серьезные расследования занимают достаточно много времени. Наш последний материал по Чечне мы готовили несколько месяцев.
Справка «URA.Ru». Пост Алексея Навального «Имена для героя России Кадырова» рассказывает о закупках автомобилей для МВД Чеченской республики – в том числе 15 автомобилей Mercedes-BenzE350 4Matic и одного Porsche Cayenne Turbo Tiptronic S. Как выяснили активисты «Роспила», фактически с 2010 года МВД Чечни осуществляет закупки, не проводя конкурсные процедуры (аукционы признаются несостоявшимися, многомиллионные закупки совершаются без предоставления отчетности). «Федеральные деньги, направляемые в огромном количестве на нужды МВД по Чеченской республике, тратятся совершенно теневым и мошенническим образом. Чеченские милиционеры настолько обнаглели от своей безнаказанности и вседозволенности, что не пытаются даже формально притвориться, что соблюдают установленные правила расходования бюджетных денег», — резюмирует Навальный. Пост стал одним из самых популярных в ЖЖ Навального, собрав более полутора тысяч комментариев, тысячи ссылок в социальных сетях и перепечаток в СМИ. Пресс-служба главы Чеченской республики или другие ведомства республики пока официально не отреагировали на публикацию Навального.
Источник: «URA.Ru»