Воскресным днем, 26 февраля, представитель творческой интеллигенции Обнинска сгонял на акцию оппозиции в Москву, как и многие горожане. Стоял в Белой ленте на Садовом кольце и лавировал между массами ОМОНа на Площади Революции. Стал очевидцем провокаций «нашистов», и полета неопознанного чучела в космос. Домой увез чувство неподкупной искренности, но наивности происходящего.

Большое и непрерывное кольцо

Организаторы пообещали взять в человеческий круг Садовое Кольцо, что на языке пиара называется – самый амбициозный флеш-моб в России. На закуску полагалась глобальная масленица – проводы путинской зимы на Площади Революции. Проповедник Эдуард Лимонов назвал затею бессмысленной: по его мнению, затруднительно и нефотогенично перебрасывать тысячи людей с десятков станций на маловместительную Площадь Революции. Многие внесистемные оппозиционеры даже не постарались прорекламировать событие на подконтрольных интернет ресурсах. Лично я ехал в неизвестность…

Москва, на часах два дня: выдвигаемся на станцию метро «Красные ворота». Объект выбран как золотая середина, вроде не центр, и не окраина. Первое впечатление обманчиво: жидкая цепь людей радостно машущих белыми ленточками. При ближайшем рассмотрении оказывается – людей много, конца и края им не видно. Повсюду снуют сотрудники правоохранительных органов, и мешают гражданам разворачивать политические, и не очень, флаги. Единственное исключение сделано для группы поддержки вечно сидящего за экономические преступления Михаила Ходорковского. Кстати, «Юкосовцы» не, только, организовали пару сотен человек на своем секторе, но и активно вручали прохожим невзрачные зелено-желтые «шарфики» из синтетики. Или денег не хватило на кашемир, как у Прохорова 4 февраля, или пожадничали.

Возвращусь к живой ленточке. Прогулка длиной в пару километров до станции «Сухаревская» не зафиксировала ни одной прорехи в цепи. Теоретически, между двумя станциями разместилось 2.000-3.000 человек. Народ, многие семьями, с радостными лицами бескорыстно размахивали белыми ленточками, шарами, и небольшими плакатиками с пожеланиями Владимиру Владимировичу не засиживаться. Проезжающие машины, многие из которых были отмечены оппозиционной символикой, дружно сигналили. Сидящие в салонах дети забавно показывали из окон плюшевые игрушки, естественно, белой расцветки.

По сообщениям организаторов, замкнувшееся кольцо соединило 34.000 граждан, чуровский калькулятор ГУВД зафиксировал 11.000 человек. По моему скромному мнению, счетоводы позабыли про автомобилистов, замутивших автопробег поддержки – итоговая цифра более 50.000 оппозиционеров.

Хоровод в окружении ОМОНА

Второе событие дня – сенсационная масленица, намеченная на четыре часа пополудни, где анонсировали сожжение кандидата в президенты, точнее – его чучел. Событие разыгралось по пессимистичному сценарию – проводы путинской зимы пресекло МВД. Площадь разбили ОМОНом и внутренними войсками на три сегмента; не дали людям сконцентрироваться, и, собственно, большинству оппозиционеров выйти из метро. Да и «виновники» торжества не стремились массово застолбить местность: большинство прозаически разбрелось по домам выкладывать фотки в социальные сети. Самые дисциплинированные, от 2.000 до 3.000 человек, общались со СМИ, и требовали от полиции соблюдения конституционных прав. Эпицентром активности стал Сергей Удальцов из Левого Фронта, окруженный репортерами, «дирижировавший» народом и ожидаемым всеми запуском символичного чучела в космос. Лозунги, хороводы. Получилось забавно: поначалу за Удальцовым кружились сторонники перемен, а потом образовался ком из работников прессы.

Разделенные активисты оппозиции, тем временем, подняли около десяти флагов: один национальный (черно-желто-белый), парочку красных и триколоров, и стяг в поддержку политзаключенных. По периметру гремели заряды – «Путин уходи», «Вова, лыжи, Магадан», «Россия будет свободной», «Отмени 282», и «Свободу политзаключенным». ОМОН толчется, с нескрываемой злостью поглядывая на народ: последствия выработанной привычки распускать руки. Периодически «правоохранители» влетали в гражданских сход и грубо винтили людей, или разбивали толпу на части. Крепко досталось девушкам из Левого Фронта. Сначала к ним подлетели нашистки с криками «оппозиционные суки», а потом в дело вступил ОМОН, и уволок трех человек в автозеки. Всего за день на Площади Революции было задержано 10 граждан.

Нашист получает в дыню

Скоро началась и настоящая драка; скандал – мечта любого журналиста. Изначально, отмечаю две горы шариков, передвигающихся от памятника Карлу Марксу, их несут члены Лиги Активных Избирателей. Вокруг начинается непонятное движение, – мчатся репортеры и фотокорры. Оказалось, группа нашистов напала на оппозиционеров и начала протыкать воздушные шары ножами. Полиция, естественно, бездействует. Зато крепкие, с интеллигентными лицами, русские мужчины лет сорока быстро угомонили провокаторов. Поймав одного вредителя, долго и упорно лупили как сидорову козу, пока его не отбили «космонавты». Касаемо нашистов и прочих румоловцев, – по информации СМИ, в районе проведения акций были замечены скопления младопутинцев, как правило, навербованных из футбольных фанатов, и «черных ястребов». Последние – экстремистская группировка кавказских расистов. Между прочим, в наказание за отпор путинской гвардии, ОМОН оцепил палатки с блинами, типа – не хотите расходиться, стойте голодными.

Немцов и журналисты идут на Лубянку

Около половины пятого, неожиданно всплыл Борис Немцов, и оттянул большинство информационной братии от масленицы. Диалог Бориса Ефимовича со СМИ получился специфический: Немцов бодро вышагивал по направлению в сторону ЦУМа. Бегущие вокруг репортеры и оппозиционеры начали заряжать – «На Лубянку!». До обители ФСБ не дошли: экс-губернатор Нижегородской области и прочая, под заезженную песенку притрусившего нашиста про доллары и госдеп, сел в джип и был таков. День, собственно, подошел к завершению, а возвращаться к однообразному стоянию на Площади Революции не было сил.

По итогам акций: их стоит оценить, отбросив эмоции, как распыление сил гражданского протеста на символизм. Эпитет «духоподъёмненько» от Алексея Навального, все-таки не вписывается в схему равноценной политической игры. Степень желания властей к диалогу до 26 февраля равнялся нулю, а воскресный день преподнес жирный минус в виде ОМОНа. Эдуард Лимонов подытожил – «В плане воспитания моральных качеств гражданина, чувства локтя,маленький шаг вперед. Одновременно легкомысленная деформация народного гнева в бойскаутскую вылазку на природу. Весело, молодцы, но в контексте борьбы просто коллективная карикатурная дурь. Доказательство, что самозваные вожди, оседлавшие волну, слабоумны (ну, политически неумны). Бессмысленная акция, как самодеятельный концерт пассажиров на тонущем корабле».

Текст – М. ДРОБОТ
Фото: Вячеслав