Плакат OAS

События во Франции и Алжире в 50 — 60-х гг. 20-го столетия весьма похожи на сегодняшнюю ситуацию в РФ. Проблемный кавказский регион во многом напоминает ситуацию в Алжире тогда. Этой аналогией воспользовался в 1996 году генерал Лебедь в своей предвыборной кампании при заключении так называемых «Хасавюртовских соглашений». Их сравнивали с Эвианскими соглашениями между Францией и Алжиром. Но во Франции нашлись люди, которые не могли спокойно наблюдать за распадом страны, за тем, как власть идет на уступки террористам и «правозащитникам». Эти люди объединились в Секретную Вооружённую Организацию (ОАС).

Алжир становится французским ещё в 1830 году, когда местный бей, большой поклонник работорговли и пиратства, за что-то отвесил французскому посланнику оплеуху и назвал его собакой. Франция обиделась и ввела войска. К 1850 г. сопротивляться было уже некому, и французы стали обживаться на вновь приобретённых землях. По французским законам Алжир имел статус заграничного департамента Франции, а не колонии. Из 9 миллионов населения департамента около полутора миллионов составляли так называемые «черноногие» («pied-noirs» — буквально значит «чёрная нога», так называли французских колонистов, которые в отличие от арабов носили обувь, обычно чёрные туфли), то есть этнические французы, многие из которых были жителями Алжира в третьем-четвёртом поколениях. Местное население, хоть и было многим недовольно, старалось не ссориться с французами. Сказывался менталитет. В большинстве своём это были такие же крестьяне, только алжирские. В городах правительство вело политику «офранцуживания», стараясь учить и воспитывать молодёжь в европейскому духе. Результаты обучения не преминули сказаться: будущими лидерами сепаратистов стали именно франкоговорящие алжирцы. (Пример «воспитанного» Дудаева также показателен, а ведь число студентов из нац. меньшинств в вузах России растет. Как используют полученные знания эти люди?)

В марте 1954 года в Египте происходит встреча девяти алжирцев под предводительством Ахмета бен Беллы, которые формируют ядро будущего Фронта национального освобождения (ФНО). Так называемое национально-освободительное движение, ФНО, как и многие другие аналогичные движения в Азии и Африке, был инструментом геополитических соперников Франции. Сепаратисты из ФНО получали иностранную помощь. Многие из них прошли военную подготовку в СССР и других странах социалистического лагеря. Требование мятежников к французам сводилось к лозунгу «Гроб или чемодан». Левые партии полностью поддержали арабов, коммунисты требовали «освободить Алжир», троцкисты совместно с арабами участвовали в террористических актах, знаменитый философ Ж.-П. Сартр призывал французских солдат дезертировать.

Борьба алжирцев за независимость началась 1 ноября 1954 года. В этот день подразделение ФНО расстреляло французских детей в школьном автобусе в городе Бон. 1 ноября 1954 года разрастающийся ФНО официально объявляет войну Франции, ставя во главу угла террор и насилие как средство борьбы. В августе 1955 года ФНО вырезает мирных жителей в городке Филипвиль. Его населяли около 130 французских шахтёров с семьями и около 2000 местных жителей, тоже работавших на шахте. Сепаратисты вырезали европейцев практически поголовно. Методично переходя из дома в дом, перерезая горло мужчинам и вспарывая животы женщинам. Лишь нескольким семьям, занявшим круговую оборону в центре посёлка, удалось продержаться до подхода войск. Над несчастным городом был выброшен десант, парашютисты с ходу вступили в бой и действовали с не меньшей жестокостью: в общей сложности в бою было убито более 1200 «боевиков».

В войне с французской стороны поначалу принимали участие войска, сформированные в основном, из призывников, потому, что по закону Алжир считался Францией (как и Чечня частью Российской Федерации). Алжир был неотъемлемой частью Франции, за него французы проливали кровь, многие поселения были основаны самими французами.

30 сентября 1956 года, со взрыва трех мощных бомб начинается активная фаза противостояния, сопровождаемая подрывами (около 800 за месяц) и перестрелками.

К 1956 году начали свои действия парашютисты французского Иностранного легиона. Три парашютных батальона были развёрнуты в два парашютных полка. В 1956 году в Алжир была переброшена 10-я парашютная дивизия под командованием генерала Жака Массю. Эти подразделения, а также 1-й и 3-й парашютные полки колониальных войск проявили себя с самой лучшей стороны. Парашютисты начали с наведения конституционного порядка в столице департамента, городе Алжире. Министр по делам Алжира Лакост передал всю полноту власти в городе генералу Массю, потому что полиция не могла справиться с 250 тысячами мусульман, которые жили в городе. Начались массовые зачистки арабских кварталов. Арабы уже тогда использовали тактику «днем — мирный житель, ночью — повстанец».

В 1957 ФНО объявил всеобщее восстание. Сепаратисты взрывали бомбы в магазинах, кафе, трамваях, нападали на белых и на арабов, сотрудничавших с властями. В 1957 г. недалеко от столицы страны происходит так называемая Битва при Алжире, где погибли посланные на подавление восстания специальные подразделения французской армии. Только 13 мая 1958 года генералу Массю удаётся подавить сопротивление. Генерал Рауль Салан становится главой Алжира и требует возвращения де Голля в политику.

Все это время левая интеллигенция обвиняет армию в жестокости и требует предоставления независимости Алжиру. Французская компартия, самая крупная и организованная коммунистическая партия в Западной Европе, тоже против войны в Алжире.

На этой волне и пришёл к власти Шарль де Голль. Его поддержали армейские офицеры и алжирские французы. В июне 1958 года де Голль с избирательным лозунгом «Алжир — французский!» становится премьером, а в феврале 1959 года и президентом новой, Пятой, республики. За один год, 1959-й, армия в Алжире успешно ликвидирует активное сопротивление арабских террористов.

Однако вскоре сторонникам де Голля пришлось убедиться в том, что они жестоко просчитались. В сентябре 1959 года де Голль заявляет о возможном проведении референдума о независимости в Алжире, а 29 января 1960 года де Голль заявляет о праве Алжира на самоопределение, и в июле начинаются переговоры с ФНО. Не без цинизма президент говорил: «У арабов высокая рождаемость. Поэтому, если Алжир останется французским, то президентом Франции однажды станет араб. Вам нравится такая перспектива? Если мы не можем дать Алжиру равноправие, то можем дать независимость».

В январе 1960 года колонисты и некоторые военные части временно захватывают г. Алжир, но они быстро терпят поражение. 22 апреля 1961 года происходит захват власти в Алжире группой генералов во главе с Саланом. Мятеж поддержали парашютисты из Иностранного легиона и часть колониальных войск. Возникает угроза десанта военных из Алжира в европейскую Францию, но уже через 4 дня, 25 апреля, переворот был подавлен.

Дело в том, что французская армия издавна делилась на колониальные войска, воевавшие в Индокитае и Африке, и войска метрополии. У командования и офицеров этих войск были разные, часто противоположные интересы. Де Голль знал, что войска, расквартированные во Франции, мятеж не поддержат, и был прав. Генералы Салан и Жуо бежали, Шаль и Зеппер были арестованы. Через 10 дней Салан по радио объявил о том, что он стал во главе ОАС.

В мае 1961 года проходят переговоры с ФНО в местечке Эвиан. 18 марта 1962 года в г. Эвиане были подписаны соглашения между Францией и Алжиром о прекращении огня и основах будущих франко-алжирских отношений. В июле 1962 года, первого числа, проходит референдум о независимости и 5 июля 1962 года Франция навсегда теряет Алжир, появляется новое независимое государство. Французские поселенцы были вынуждены уйти из Алжира. А тех алжирцев, которые сотрудничали с Францией, ждала незавидная судьба. Всех солдат, служивших в войсках метрополии, пришедшие к власти сепаратисты вырезали на корню. По разным оценкам, погибло от 25 до 100 тысяч человек.