Грачья Арутюнян
КамАЗ-убийца и женский халатик. В Троицком суде Москвы был оглашен приговор Грачье Арутюняну, который год назад за рулем КамАЗа врезался в рейсовый автобус в Подольске. В результате ДТП погибло 18 человек, свыше 40 получили травмы различной тяжести. Виновного приговорили к 6 годам и 9 месяцам колонии общего режима. Cемь лет заключения в России – это максимальный срок за ДТП с числом погибших больше двух, если виновник на момент аварии был трезв. Для многих, особенно для родственников погибших, этот приговор – доказательство тому, что система наказаний за дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом в России выстроена не до конца. Возможно, депутатам следовало бы направить свой законотворческий пыл на действительные несовершенства закона. Как ни крути, это важнее женского кружевного белья и бессмертного русского мата, сколько его ни запрещай.

С самого начала к аварии было приковано пристальное внимание. Не только большим количеством погибших, но – у нас в Армении – и сопутствующими обстоятельствами. Например, всех взбудоражил скандал вокруг одежды Арутюняна: на процедуру ареста в суд его доставили в женском халате в цветочек. И пока в Москве был траур по погибшим, в Ереване с завидным упорством обсуждали женские халаты. Вид изможденного горем человека, которого кто-то одел в женский халат, вверг общественность в настоящий шок. Подобное необоснованное надругательство и унижение человеческого достоинства, совершенное на национальной почве (в чем убеждены в Армении), стало причиной массового недовольства в армянском обществе. Российских коллег обвинили в шовинизме, расизме и разжигании межнациональной розни. В Армении действительно считают, что столь серьезное внимание к трагедии объяснялось не только большим количеством жертв, но и тем, что за рулем злосчастного грузового автомобиля находился армянин, кавказец. Мужчину-армянина, участника карабахской войны, публично унизили, оскорбили, выставили на всеобщее посмешище. А год назад кавказская и мигрантская тема была в России главной (вместе с гейской). До Украины, которая похоронила под собой все три, было еще далеко.

Чем объяснить глумление над человеком, вина которого на тот момент еще не была доказана? Армянская общественность дружно сошлась во мнении, что «это не Грача одели в женский халат, одели в халат всю правоохранительную систему России, всю ее политику, одели в халат все разговоры о братстве и дружбе». Действительно, наказание одно, а унижение – это другое. Чего уж там, штанов с рубашкой не нашлось? Хотя думать, что это было сделано специально, – скорее всего, ошибочно. Не стоит искать подвох там, где его нет. Бардак в полиции и медучреждениях – вот причина неприятного недоразумения. Во что был одет? Что дали в районной подмосковной больнице, в том конвой и забрал. Такое случается сплошь и рядом, просто не всех снимает видеокамера. А с другой стороны, где известная своей солидарностью армянская диаспора, которая могла бы и одежду передать в больницу, и о нуждах спросить?

Судя по всему, в московских верхах быстро поняли, что перегнули палку, и стали исправлять ситуацию. В многочисленных ток-шоу после ареста на государственных телеканалах высказывали сомнения в вине Арутюняна. Более того, появились комментарии о том, что анализ видеосъемки доказывает: хоть вина и неоспорима, он не только всеми силами пытался избежать столкновения, но и рисковал жизнью с целью максимально уменьшить количество жертв.

Такие трагедии не всегда сводятся к поведению одного человека, даже если он водитель совершившего смертельное ДТП грузовика. Кто ответит за гибель 18 человек? А кто отвечает за перегруз и тормоза? Есть водитель, но есть и транспортное предприятие, и транспортная инспекция, ГИБДД, страховая компания. Машину запрещено выпускать в рейс без ежедневной предварительной проверки ее технического состояния. Кто и когда проверял техническое состояние грузовика, который ездил по этому маршруту несколько раз в день? Сам КамАЗ был снят с учета ГИБДД еще в апреле 2013 года и был собран кустарно аж из трех машин. Авто на тот момент уже как год ездило с транзитными номерами, а это ведь запрещено по закону – целый-то год, по закону там счет на дни. За нарушение ПДД Арутюняна штрафовали аж семь раз. Почему он оставался в среде водителей-профессионалов. И почему мы ни разу не слышали про владельцев базы, откуда подсудимый вез щебень. Ведь был явный перегруз: выяснилось, что щебень насыпали «на глаз» – без весов, примерно девять кубов. Нагрузка на ось, скорее всего, превысила предельно допустимую, поэтому и затормозить не удалось. КамАЗ принадлежал некоему Маиляну, который сдал его для работы своему брату по доверенности, а тот в свою очередь без каких-либо бумаг передал Арутюняну. Хорошая схема организации работы для большегрузного транспортного средства. Но те, кто был на суде, не видели ни Маиляна, ни его брата.

В общем, виновный наказан. Но хорошо бы увидеть, что изменили в своей работе собственник базы, где грузили щебень, владельцы грузовика, технические и надзорные службы, лица из городской администрации, выдавшие лицензию на перевозки, а также все те, благодаря кому у собранной из трех частей машины оказался талон техосмотра, страховые полисы, перегруженный кузов и управляющий по доверенности водитель с семью протоколами за нарушение ПДД в анамнезе.

Слон