Экстремизм не пройдет!
В Удмуртии в 2014 году возбуждено 7 «экстремистских» уголовных дел. Большинство их них связано с пропагандой.

В Удмуртии появился первый анекдот-экстремист, кричали заголовки почти всех СМИ страны. Он начинался с фразы: «Суд. Дело об избиении кавказца». Анекдот проверяли в прокуратуре и Индустриальном районном суде, который и признал историю опасной для общества.

Само же общество слилось в едином порыве рефлексии по поводу возможности мирного сосуществования анекдотов и политкорректности.

В эфире радио «Комсомольская правда» — Ижевск» (107 и 6 ФМ) сотрудник центра по противодействию экстремизму МВД по Удмуртии Константин Полчередников рассказал, как обстоит ситуация с экстремизмом в регионе.

Начнем с цифр. За 10 месяцев этого года в Удмуртии правоохранители зафиксировали 7 фактов экстремизма в Интернете. Возбуждено 4 уголовных дела по статье 282 УК России, 2 уголовных дела по статье 280 УК России, 1 уголовное дело по статье 248 УК России. В прошлом году было зарегистрировано только 3 преступления подобной направленности. Тенденция, как говорится, на лицо.

По мнению Полчередникова, для региона это слишком много. Удмуртия всегда славилась межнациональным спокойствием и толерантностью. Как правило, экстремистские преступления связаны с пропагандой и распространением информации. Непосредственно насилия на почве идеологической ненависти мало. Например, в начале года «представители неформальных молодежных течений» избили человека именно на этой почве.

А где скинхеды?

Многие школьники помнят предупреждения о ежегодном визите в Ижевск армии скинхедов из Казани на день рождения Гитлера, которого в результате не было. Но каждый год перед 20 апреля среди представителей субкультур начиналась истерика. Реперы снимали широкие штаны, другие состригали волосы. А кто-то распускал слухи о том, что полиция снимает неонацистов с поезда, что казанцы разбили лагерь в Козьем парке, а власти молчат. Слухи оставались слухами, 20 апреля в Ижевске приходило спокойно.

— Скинхеды — это ярлык. По сути это националисты. В разные года их как только не называли: скинхеды, националисты, неонацисты. Понятия разные, но идеология одна. Сегодня на территории Удмуртии проживают люди, придерживающиеся националистических взглядов, — рассказывает Константин Полчередников.

Ручная работа

Оперативники ищут экстремизм в Сети, как говорится, «вручную». Есть определенные сотрудники, в обязанности которых входит мониторинг соцсетей и сайтов.

Отметим, Роскомнадзор планировал до конца этого года запустить поисковик, который будет находить в Интернете экстремистские материалы по ключевым маркерам. Глава ведомства Александр Жаров уточнял, что это будет касаться также различных форумов и всех социальных сетей. Речь идет о пропаганде педофилии, самоубийствах и наркотиках. Оценили проект в 25 миллионов рублей. По словам Жарова, свое программное обеспечение для такого поисковика предлагали «Медиалогия», а также «Ашманов и партнеры». Однако в ведомстве выбрали другого исполнителя. Его имя Жаров не раскрыл.

Еще одним направлением борьбы является работа с педагогами, которым полицейские объясняют, что такое субкультуры.

Психологический портрет экстремиста

Оперативники составили психологический портрет людей, которые проходят по «экстремисткой» статье, либо попадают в поле зрения правоохранителей. Все идет от семьи, считают они.

— Это учащийся, студент, у которого либо неполная семья, либо есть какая-та проблема в семье. Возможно, родители уделяют ему мало внимания. Есть люди в возрасте. У них тоже наблюдаются проблемы в семье, — рассказывает оперативник.