PEGIDA Дрезден

Гражданское общество Дрездена в борьбе с экстремистами. В Саксонии все чаще происходят нападения на почве ксенофобии. Однако есть и ответная реакция еврейства и антифашистов. Репортаж DW из Дрездена.

Десятилетний Ибрагим выбегает из мечети и с любопытством наблюдает за тем, что происходит у порога его дома. После того, как вечером в понедельник, 26 сентября, сработало взрывное устройство у мечети, где он сейчас живет, о спокойствии можно забыть. Заходят соседи, чтобы предложить свою помощь.

На противоположном углу улицы видна припаркованная полицейская машина. То и дело перед домом появляются съемочные группы, чтобы заснять почерневшую дверь и свечи, стоящие перед ней. Махмут Бакару велит Ибрагиму вернуться в дом. Бакару — один из руководителей мечети Фатих в дрезденском районе Котта.

На вопрос, чувствует ли он себя сейчас в безопасности в Дрездене, Бакару отвечает: «Я живу тут уже 20 лет и еще ни разу не сталкивался с подобным. И у меня нет ни малейшего желания снова пережить такое. Дрезден — замечательный город, почему некоторые люди так хотят испортить жизнь здесь?» — задается вопросом он.

Мотивы этого преступления не известны до сих пор. Однако полиция предполагает, что оно могло быть совершено на почве ненависти к иностранцам. В докладе, посвященном объединению Германии, федеральное правительство недавно еще раз отметило «участившиеся случаи праворадикальных насильственных преступлений», совершаемых в восточной части ФРГ. Причем чаще всего они фиксируются в Саксонии, где доля иностранцев не превышает трех процентов. Нигде больше в Германии нет такого количества неонацистов в сравнении с числом жителей, как здесь.

Маркус Кемпер (Markus Kemper) вот уже 15 лет приезжает в самые проблемные уголки Саксонии. Мобильная группа консультантов Культурного бюро Саксонии пытается, к примеру, помочь общественным организациям, в рядах которых есть неонацисты, и которые не знают, как им реагировать на этот факт.

«За последние два года число нападений со стороны правых экстремистов выросло в Саксонии на 90 процентов — безусловно, это связанно с накаленной атмосферой и демонстрациями движения Pegida (движение «Европейцев-патриотов против исламизации Запада». — Ред.)», — убежден Кемпер.

Антиисламское и ксенофобское движение каждый понедельник организует демонстрации, на которые приходят тысячи жителей Дрездена, выступая против так называемой «исламизации Запада». » Pegida действует на неонацистов и других расистов словно катализатор», — делится наблюдениями Кемпер.

В минувший понедельник на улицы вновь вышли около 2500 человек. Людвиг Ренольт (Ludwig Rehnolt) разглядывает транспаранты, которые несут сторонники Pegida, и что-то быстро набирает на клавиатуре смартфона. Он приходит сюда почти каждый понедельник — в качестве наблюдателя.

Людвиг активно участвует в онлайн-инициативе Straßengezwitscher, что можно перевести как «щебетание с улиц». Этот проект на платформе Twitter информирует об акциях и демонстрациях, связанных с темой беженцев и предоставления политубежища. «Мы четко документируем, что здесь говорят и что происходит, так что никто не сможет избежать ответственности», — рассказывает Ренольт. Сегодня 22-летний активист отправил уже 22 твита — каждый из них проверяется еще одним из коллег и лишь затем становится доступным онлайн.

«Pegida нагнетает атмосферу, мы, евреи и антифашисты, хотим что-то противопоставить этому. Провести четкую границу — что можно говорить, а что является откровенным человеконенавистничеством», — поясняет он.

Среди участников демонстрации в этот понедельник снова несколько молодых людей из неонацистских кругов Саксонии. Они уже знают Людвига Ренольта и недолюбливают его. В ходе демонстрации один из молодых неонацистов подошел к Людвигу с угрозами: «Мы тебя знаем и знаем, чем ты тут занимаешься. Я просто хотел тебя предупредить, чтобы потом проблем не возникло». Но угрозы эти, похоже, не производят особого впечатления на Людвига — он и его соратники продолжают писать в Twitter. Каждую неделю.

Немало дрезденцев в течение многих лет выступают за разнообразный и открытый миру Дрезден. С момента возникновения Pegida таких людей стало еще больше. Одна из местных инициатив — «Кафе по понедельникам», встречи, которые организует городской театр Дрездена. Сюда приходят беженцы — за советом и просто пообщаться. И, конечно, насущные темы выносятся на театральную сцену. Один из примеров — поставка «Ромео и Джульетты», где половину ролей играют немецкие актеры, а другую — молодые арабские беженцы. При этом Монтекки — жители Алеппо, а Капулетти — из Дрездена.

«Конечно, это важно, что мы позиционируем себя как театр и заявляем: послушайте, это ценности, которые мы демонстрируем на сцене и которых мы вместе хотим придерживаться в обычной жизни», — говорит Давид Ленард (David Lenard), руководитель проекта «Кафе по понедельникам». Он надеется, что со временем еще больше дрезденцев присоединиться к подобным инициативам.

* Уже после того, как был подготовлен этот репортаж, в четверг, 29 сентября у одной из опор моста Мариенбрюкке в Дрездене был обнаружен муляж бомбы: целлофановый пакет с бутылками, из которого торчали провода.