По многочисленным просьбам трудящихся присмотрелся я повнимательнее к делу лубянского стрелка Евгения Манюрова. Соцсети кишат конспирологическими версиями на любой вкус и цвет. Мейнстримной стала точка зрения, что мы имеем дело с очередной разборкой силовиков между собой. Мол, кто-то кого-то решил подставить, скинуть с должности, переделить поляну, вот и устроили провокацию. Но это попахивает откровенным бредом.

Чем хороши теории заговора – это тем, что их можно высасывать на пустом месте из пальца, а доказательства сводятся к восклицанию: «А ты докажи, что так не могло быть!?». Гипотетически, конечно, может быть что угодно и как угодно. Но давайте представим, что вам НА ПРАКТИКЕ надо организовать провокацию против конкурирующего клана силовиков. Требуется всего-навсего найти психа, ненавидящего чекистов, дать ему ружжо и попросить устроить перестрелку в центре Москвы в тот момент, когда в Кремле проходит концерт в честь работников госбезопасности. Ну, что может быть проще, ведь правда?

Нет, не правда. Психов вокруг бегает, конечно, громадное количество. Но в 99,9% случаев безумства свои они творят спонтанно, и под руку им попадают случайные люди. Один, обидевшись на собутыльников, пойдет домой за ружьем, вернется и расстреляет девять человек. Другой свою семью вырежет и себя кончит, будучи не в состоянии погасить кредит. Третий – дом спалит или на машине в толпу въедет. Мне с психами приходилось иметь дело. Ими практически невозможно управлять даже непосредственно. Тем более, нереально запрограммировать на сложную последовательность действий. Даже те психи, которые подпадают под определение «маньяки», то есть способные творить кровавое безумие не в состоянии аффекта, а целенаправленно и расчетливо, руководствуются не указаниями внешнего манипулятора, а внутренними мотивами (ну там, тараканы в голове или голоса какие).

Опять же, маньяку нужен мощный мотив. Для сексуального маньяка стимул – получение удовольствия, недостижимое при легальном половом сношении. Для всякого рода колумбайнеров или непризнанных гениев – месть отвергнувшему их обществу. Но мотивировать даже самого распоследнего безумца сделать то, что нужно НЕ ЕМУ, а КОМУ-ТО ДРУГОМУ, да еще ценой своей жизни… Хм, попробуйте. Исламские фундаменталисты поточным методом штампуют шахидов. Религиозная экзальтация дает мощный внутренний стимул для самопожертвования. Но гораздо важнее фанатичной веры социальный контекст. Когда идет война, многие теряют дом, семью, смысл жизни, обретают новый смысл (месть, месть и еще раз месть). Именно это, а не религия дает стимул для того, чтобы обвязать себя взрывчаткой и подорваться в толпе врагов (настоящих или мнимых, в данном случае не важно).

Так что на провокацию одной кремлевской башни против другой история лубянского стрелка никак не походит. И даже не потому, что кукловодить шахидом указанным образом нереально. В аппаратной борьбе аппаратчики пользуются тихими аппаратными методами, незаметными для окружающих. Более того, сами они всеми силами стараются сохранить свою анонимность. В этом деле спалиться – самое страшное, что может произойти. А теперь представьте, что некая группировка силовиков, скажем, связанная с ФСО, натравила шахида Манюрова на ФСБ. А тот в перестрелке не погиб, а был захвачен живьем. Разумеется, на допросах он под пытками расскажет все и сдаст всех. Даже если он имел дело только с посредниками – через них ниточки потянутся и к заказчикам. Какой идиот решится так рисковать?

Но главное – в другом. Резонансные публичные акции совершаются тогда, когда нужно предпринять действия, требующие общественного одобрения. Для чего взрывали дома в Москве и Волгодонске (в Рязани террористы-фээсбэшники облажались)? Для того, чтобы добиться общественного консенсуса в отношении второй чеченской войны. Убили детей в Беслане – отменили губернаторские выборы. Ну, и так далее. По законам жанра реакция на событие должна иметь место по горячим следам. Через несколько дней внимание общественности переключается на другие медийные раздражители. Тем более, когда на носу Новый год, хочется поскорее забыть о неприятном, пугающем и стремном, уйдя с головой в омут праздничного угара. И вот эти несколько дней прошли – реакции никакой. Режиссеры провокации, если они существуют, должны были реализовать свои домашние заготовки. Но никаких последствий я не замечаю.

Версия о том, что некто господин Х хотел показать недееспособность господина Y, тем самым дискредитировать его в публичном пространстве и вызвать гнев царя, вообще смешна. Это Раша, детка! Здесь за провалы и недееспособность только орденами награждают и повышение дают. Патрушев получил звезду Героя России после того, как ФСБ убила 117 заложников в театральном центре на Дубровке. Мутко стал вице-премьером в аккурат после допингового скандала. Может быть, Миллера, превратившего «Газпром» в банкрот и позорно капитулировавшего перед Украиной (настолько позорно, что условия контракта на транзит газа в РФ засекретили) тут же с выпнули на улицу с олчьим билетом? О нет, по итогам года он еще получит бонус размером с бюджет Тверской губернии.

Собственно, недееспособность ФСБ и прочих дармоедов в погонах в деле борьбы с терроризмом для кого-то разве секрет? Это только тупые обыватели думают, будто спецслужбы создаются для борьбы с террористами. На самом деле их задача – охрана трона и борьба с инакомыслием. Разве плохо силовики разгоняют пикеты, подбрасывают наркотики журналистам и шьют липовые дела активистам? Так что в глазах царя дискредитировать чекистов невозможно, а мнение быдла никого не колышет. Что касаемо терроризма, так в 2019 г. в РФ ни одного теракта не произошло. Поэтому недееспособность ФСБ для масс и неочевидна.

Так что версия слетевшего с катушек тихони Манюрова, который всю жизнь был задротом, но покончить жизнь решил с шиком и шумом, гораздо убедительнее, чем все теории заговора вместе взятые. Меня всегда удивляло: почему самоубийцы в большинстве случаев банально травятся, вешаются или стреляются в своей убогой хрущевке? Ну, если ты все равно решил свести счеты с жизнью – сделай это содержательно! Выйди на Красную площадь и сожги себя в знак протеста против глобального потепления, пускай Грета Тумберг умрет от ревности. Или запили во ВКонташе ролик с призывом провести судебную реформу. После почисти обрез, возьми побольше патронов и прогуляйся до здания ближайшего суда. Стесняешься убивать судейских мразот, так можно хотя бы по окнам пострелять, пусть даже холостыми. Вохра тебя все равно гарантированно укокошит. Но умрешь ярко, и твой позитивный посыл будет услышан обществом. На худой конец – сходи на митинг и отмудохай какого-нибудь росгвардейца фаллоимитатором – вообще народным героем станешь! Проблема в том, что ничтожества, которые жили бессмысленно, не видят никакого смысла и в своей смерти. Не были они героями при жизни, и после смерти ими становиться не желают. Им просто пох. Поэтому тупо глотают таблетки и лежат неделю в луже собственной мочи, пока соседи не почувствуют трупный запах.