С чем связаны уличные столкновения с участием выходцев из Средней Азии, которые, по данным МВД, участились по всей стране, рассуждает главный любитель многонациональности и Ср.Азии Валька «Чекушка» Чупик. При этом все другие «эксперты» по диаспорам и многонационалам такой информацией не обладают.

Впрочем, чего уж там, у ментов нет такой информации по всем дракам, как у Чупик. Кто где стоял, кого бил, куда призывал и как резал.

В МВД отметили, что в России участились массовые драки с участием мигрантов. Так, в середине июля потасовка с участием 20 иностранцев произошла в подмосковной Апрелевке. В конце июля драка со стрельбой случилась в столичном «Ашане». В начале августа вооруженные ножами иностранцы устроили разборки в Одинцово, и примерно в то же время произошла массовая драка с участием мигрантов в Мытищах. И это лишь часть новостной ленты за последние пару месяцев. Однако уличные столкновения, по данным ведомства, наблюдались не только в столичном регионе, но и в Петербурге, Дагестане, Амурской и Свердловской областях.

В профсоюзе трудящихся мигрантов «Росбалту» заявили, что им ничего не известно об этих драках и о том, что их спровоцировало. Возможно, мигранты не поделили девушку, возможно — бизнес. «Мы же профсоюз, а не филиал МВД. Мы объединяем рабочих народ, который приехал сюда трудиться, а не драться. Там, где не выплатили зарплату — вступается профсоюз, там, где органы власти незаконно придираются к легальным мигрантам — профсоюз. А там, где дерутся, что мы можем сделать? Что они не поделили — нам неизвестно, это задача МВД. Я надеюсь, они беспристрастно все расследуют и накажут виновных», — заявил председатель профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов.

По мнению председателя комитета «Гражданское содействие» (организация включена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функцию иностранного агента) Светланы Ганнушкиной, причина — общий уровень напряжения в обществе, который вырос на фоне пандемии ковида. «Кто-то теряет работу, кто-то приезжает, рассчитывая ее получить, и не получает. Возможно, рост агрессии связан с этим. Я бы назвала происходящее „психологией ковида“. Люди теряют близких, никто не понимает, к чему готовиться завтра, все это создает нервную обстановку, которая выливается в драки. Каких-то других причин этих столкновений, связанных с межнациональными конфликтами, я не вижу», — отметила Ганнушкина. При этом правозащитница подчеркнула, что драки, может, и массовые, но явление это точно не массовое. В «Гражданское содействие», куда мигранты идут почти со всеми своими проблемами, обращений, связанных с драками, не было.

Между тем директор миграционных программ международной некоммерческой организации Tong Jahoni Валентина Чупик считает, что все массовые драки — результат чьей-то осознанной провокации.

— Валентина Валентиновна, в МВД заявили, что в столичном регионе участились массовые драки с участием мигрантов. Возможно, это связано со сложной ситуацией на рынке труда: проблемы с работой приводят к росту уровня агрессии среди мигрантов?

— На рынке труда все хорошо. Если в мае–июне зарплаты немного падали, то в июле они стабилизировались и даже снова начали расти. Мигранты сейчас на вес золота. Россияне им не конкуренты во многих областях. Мигрантов даже переманивают из одной компании в другую. За них буквально идет борьба. Началась конкуренция между «жэками». Многие компании ищут именно узбекских уборщиц. То есть, на рынке труда все хорошо, и никаких видимых причин для роста агрессии нет. Как нет и каких-то крупных межнациональных споров, которые приводили бы к столкновениям.

— Тогда есть ли у вас понимание, почему участились уличные столкновения?

— По моему мнению, это результат провокаций. Объясню, почему я так считаю. Раньше тоже было очень много драк среди мигрантов. Их количество и массовость были ничуть не меньше, чем сейчас. Но раньше массовые драки мигрантов были привязаны, как правило, к строительным или иным объектам, на которых они работают: с помощью драк мигранты делили между собой фронт работ. Такое бывало неоднократно. Посмотрите данные не за прошлый ковидный год, а хотя бы за предыдущие. Вы обнаружите ровно столько же драк, я вас уверяю, ни больше, ни меньше. Но сейчас на эти драки искусственно собирают людей с помощью мессенджеров, групп в соцсетях, где размещают крайне экстремистский контент. Причем этот контент сделан не носителями языков, на которых он размещен, либо вообще на русском языке. Поэтому, по моему мнению, драки между мигрантами провоцируют искусственно, и делается это, возможно, для отвлечения внимания от ситуации в экономике, в общественной жизни страны.

— То есть, вы считаете, что таким образом кто-то пытается «назначить врага»?

— Да, я так считаю. Мою точку зрения разделяют многие знакомые мне правозащитники, исследователи вопросов миграции, журналисты, которые пишут о миграции.

— Вы говорите о том, что мигрантов на массовые драки собирают в соцсетях и мессенджерах, где размещают контент с призывами. Я сама в таких группах не состою, поэтому не в курсе. Расскажите, пожалуйста, что это за контент?

— Я тоже в таких группах не состою. Я общалась с людьми, которых привлекли за участие в этих массовых драках, хотя они в них не участвовали. Как это произошло? Полиция сейчас задерживает лиц неславянской внешности в гораздо большем масштабе, чем раньше. Частота задержаний выросла раз в пять-шесть. И первое, что делают полицейские, — лезут к мигрантам в телефон и ищут там абсолютно определенные группы. Откуда они знают, какие группы искать? Кроме того, в Telegram и WhatsApp, как вы знаете, человек не всегда сам вступает в группу. То есть, его можно туда добавить, и пока он сам оттуда не выйдет, будет там числиться. Тех людей, с которыми я разговаривала, привлекли за участие в массовых беспорядках, потому что у них в телефоне были те самые группы, в которые, по их словам, сами они не заходили. Когда же они туда зашли и почитали, что там происходит, они пришли в ужас от того, какое содержимое там имеется. Это в буквальном смысле вызовы на драки, требование крови, призыв прийти с оружием.