Известно, что религия всегда была убежищем для тех, кто недоволен существующими условиями жизни, действующей властью и своим положением в обществе. Обычно, люди, оставшиеся без всяких надежд на жизнь, искали и ищут спасения в религии. Многострадальный и переживающий свои мучительные дни киргизский народ тоже в последнее время стал более религиозным, начал относиться к религии более почтительно, видя в ней единственную альтернативу всему, что есть в стране: бедность, безработица, нестабильность, конфликты, недееспособная и высоко коррумпированная власть.

На этом фоне 1-3 февраля состоялся визит в Киргизию премьер-министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана, которого многие не без оснований считают сторонником радикальных исламистов. Для киргизских властей этот визит имел особое значение, так как надеялись, что «братская» Турция поможет им решить существующие проблемы. С этой целью турецкого гостя встретили чрезвычайно тепло, наградили его специальной медалью за построение двусторонних отношений. Однако более глубокий анализ турецкой политики в отношении Киргизии показывает, что руководство Киргизии напрасно возлагает надежды на Турцию, наоборот ему следовало бы максимально дистанцироваться от Анкары. Ибо она, пользуясь тяжелым положением, резко активизировала свою религиозно-экспансионистскую деятельность в Киргизии через многочисленные турецкие коммерческие фирмы, негосударственные организации и образовательные учреждения, финансируемые Турцией.

В ходе визита турецкий премьер очень много разглагольствовал о Турецко-Кыргызском Университете «Манас», который, как он пообещал, скоро станет одним из ведущих академических центров в регионе. Университет получит 150 млн. долларов из обещанных Эрдоганом 450 млн. долл. инвестиций в Киргизию. Это очень радует киргизских чиновников, которые считают университет «Манас» самым лучшим, по крайней мере, в стране.

Однако нелишне напомнить, что именно в этом вузе, уже с самого его открытия, турецкие преподаватели охотно занимаются обработкой мозгов молодых кыргызстанцев с дальнейшей их вербовкой в различные религиозно-экстремистские организации. Для такой непредсказуемой и взрывоопасной страны, как Киргизия с ее социально-экономическими, межэтническими и межконфессиональными проблемами, это явление чревато новым обострением и так нестабильной ситуации. Последние взрывы в стране – яркий тому пример.

В то же время Турецко-Кыргызский Университет не единственное место, где подготавливают будущих экстремистов и террористов. С давних 90-х годов Турция имеет широкую сеть образовательных учреждений в Киргизии. В каждом более или менее крупном и важном городе работают турецкие лицеи, а в столице – кроме «Манаса» функционирует частный «Международный университет Ата Тюрк Ала-Тоо».

В этой связи тревожным для киргизских властей должен служить недавний скандал с руководителем известной и скандальной секты «Нурджулар» М.Гюленом, который оказался давним и активным агентом ЦРУ США. По словам бывшего шефа бюро турецкой разведки в Стамбуле Нури Гундуса, лидер этой секты давно и на планомерной основе использовался американцами для сбора информации о различных исламистских течениях в Афганистане, Пакистане, Иране и внедрения своей агентуры влияния в республики Центральной Азии. По его данным, под «крышей» офисов и колледжей секты в Киргизии в разный период времени работало свыше 130 источников информации американской разведки.

Помимо официально зарегистрированных турецких образовательных учреждений в Киргизии энергично работают также сторонники различных турецких религиозных течений. Среди них особо отличаются представители религиозного течения суфистского толка «Сулеймания», основанное Сулейманом Хилми Туннаханом. Они проявляют наибольшую активность на многострадальном юге Киргизии, где наряду с Таблиг» и «Хизб-ут Тахрир» пропагандируют нетрадиционные и очень опасные для страны религиозные взгляды.

«Сулеймания» для распространения своих идей использует турецкие медресе, которых в Киргизии по горло. Причем география деятельности этих медресе охватывает всю страну. В Бишкеке, Канте, Токмок-Чуйской области работают 4 таких медресе, Оше, Узгене, Джалал-Абаде и Сузакском районе – 2, в Кадамжайском районе Баткентской области – 1.

Впрочем, справедливости ради надо обозначить, что обучение граждан не ведется только в медресе на территории Киргизии. После окончания этого вида религиозного учреждения, наиболее продвинутые и просвещенные слушатели сдают экзамен, а получившие самые высокие баллы направляются на годичные курсы обучения в Стамбул.

Примечательно, что все вышеуказанные медресе финансируются турецкими коммерческими фирмами, которых сегодня в Киргизии хоть отбавляй. Между тем, подписанные Эрдоганом в Бишкеке экономические соглашения еще больше облегчат путь турецких бизнесменов в Киргизию, деятельность которых вызывает серьезные сомнения. А более того если к концу 2011 года будет установлен безвизовый режим между Турцией и Киргизией, то количество пропагандистов турецких религиозно-экстремистских организаций в разы вырастет, что ничего хорошего не сулит.