Случилась эта история в военном госпитале в поселке Печенга Мурманской области. 22 июня попал в этот госпиталь с диагнозом «пневмония» рядовой воинской части 08275 Эседулла Наврузбеков. Вел он себя, по рассказу заведующей приемным отделением Марии Самойленко, совершенно по-хамски. За полдня успел поскандалить со всеми медиками, нарушая всякие госпитальные распорядки.

Наутро этот Эседулла, как следует из протокола допроса свидетелей, «угрожал старшей медсестре, сказал, что ударит ее по лицу за то, что она сделала ему замечание. Вел себя буйно, заносчиво». Около 8 часов 30 минут Эседулла явился в столовую и, расталкивая солдатскую очередь, устремился за пищей к раздаточному окну. Он парень мощного телосложения, дагестанец и кандидат в мастера спорта по боксу, потому всяких там прочих людей за людей-то и не считает.

И только один из военнослужащих, младший сержант Артем Харламов, предложил зарвавшемуся невеже встать в очередь. Артем Харламов, уроженец города Кировска Мурманской области, тоже парень нехилый. Спортсмен, футболист, старослужащий, метр девяносто ростом. Он также мог бы тут растолкать других и потребовать кусок пожирнее. Но воспитание и внутренняя культура не позволяли Артему вести себя столь паршиво.

Ярость вскипела у рядового Наврузбекова оттого, что кто-то посмел тут его одернуть! И он потребовал, чтобы младший сержант Харламов с ним вышел поговорить. Как после будет записано в протоколе допроса обвиняемого Наврузбекова и с его слов: «Так как я болел и чувствовал себя плохо, а в коридоре было прохладно, то за получением пищи я постарался пройти быстрее, немного опережая других, зазевавшихся военнослужащих… Харламов стал придираться, спросив, почему лезу вперед. Слова Харламова мне показались грубыми, и я тоже ответил грубостью, сказав, что делаю как хочу. А Харламов стал доказывать мне, что я не прав. Тогда я предложил Харламову выйти со мной в подъезд. В подъезде обхватил Харламова руками за туловище, приподнял от пола и с силой бросил спиной на пол…»

Далее уже свидетели по уголовному делу дают показания, что другие военнослужащие оттащили Наврузбекова от Харламова, и дагестанец, ухмыляясь, ушел в столовую, залез без очереди.

ЧЕТВЕРО НА ОДНОГО

Эту стычку Эседулла, безусловно, выиграл, но, видно, желание избить Харламова стало непреодолимым, и Наврузбеков позвонил в воинскую часть 08275 троим своим землякам — рядовым Агабекову, Амаациеву и Шафиеву, попросил их приехать в госпиталь.

Сразу скажу, это предположения очевидцев. В уголовном же деле и судебном приговоре последующие события представлены куда более невинными для Наврузбекова. А именно: после завтрака дагестанец позвонил землякам и попросил привезти свитер. Те вышли из части, ни у кого не спрашиваясь (словно это не военный объект, а шарашка какая-то), сели в такси и приехали к другу. И в этот момент Наврузбеков узнал, что его переводят в другой госпиталь в Североморск. Он решил, что это из-за Харламова. Потому Эседулла хотел поговорить с Артемом и попросить младшего сержанта, чтобы тот похлопотал перед начальством оставить Эседуллу в этом госпитале. Для этого Эседулла пригласил Артема на лестничную площадку. Когда они спустились по лестнице, Артем, по словам земляков Наврузбекова, которые проходят по делу не соучастниками, а главными свидетелями, толкнул в спину Эседуллу: «О чем ты хочешь со мной поговорить?!» От толчка Эседулла подался вперед и, конечно же, не смог перетерпеть такую обиду, тем более в присутствии земляков! И обиженный Эседулла со словами «Что ты толкаешься?» развернулся и в ответ правой рукой толкнул в грудь Артема. Артем упал и случайно ударился головой о самую нижнюю ступеньку лестницы. Повторюсь — это показания друзей Наврузбекова и его самого. Кроме этой четверки, момент убийства никто не видел (возможно, что это так).