Стали известны новые шокирующие подробности резонансного уголовного дела о преступлениях неонацистской группировки иконописца Артура Рыно. Как оказалось, по крайней мере за одно убийство банды следователи и судьи успели отправить за решетку невиновного человека. Юноша провел в колонии более трех лет, хотя настоящий убийца уже был схвачен и дал признательные показания.

22-летний житель Москвы Максим Руденко был приговорен к 14 годам лишения свободы за преступление, которое не совершал, пишет газета «Комсомольская правда». Он отсидел по сфабрикованному делу 3 года и два месяца. Лишь после этого российская Фемида окончательно признала, что к тому убийству причастны неонацисты.

Максим Руденко был задержан участковым милиционером вечером 7 апреля 2007 года, когда пил с друзьями пиво возле станции метро «Преображенская площадь». Подъехавший по вызову коллеги милицейский патруль отвез его в ОВД «Преображенский», где оперативники сразу же «взялись за работу». Стражи порядка решили как следует «раскрутить» задержанного и сходу обвинили его в зверском убийстве, совершенном в том же районе тремя днями ранее.

Дело в том, что 4 апреля 2007 года на Большой Черкизовской улице был найден труп 37-летнего москвича Максима Лаврика. Ему нанесли не менее 50 ударов ножом, от которых мужчина скончался на месте.

Позднее было установлено, что преступление совершили члены неонацистской банды Артура Рыно и Павла Скачевского. В тот день ксенофобы специально поехали в район Черкизовского рынка «на охоту». Они выискивали людей с неславянской внешностью с целью убийства. В сумерках скинхеды «обознались» и приняли Лаврика за выходца из Средней Азии. Как пишет издание, расистам не понравились слишком густые и черные брови потерпевшего.

Впрочем, все эти детали реальных событий совершенно не интересовали оперативников ОВД, в руки которых попал три дня спустя Максим Руденко, которому тогда исполнилось 19 лет. «Ну, признавайся, как убивал», — сразу обратились к нему милиционеры.

Два часа Максима жестоко избивали по голове руками и «запрещенным к использованию предметом» — стелькой от обуви, внутрь которой были вшиты шурупы и болты. Попутно стражи порядка объясняли, что он убил возле дома «двенадцать дробь два, ножом, мужика». Чтобы юноша скорее «признался», ему обещали сравнительно мягкое наказание: два года условно за превышение пределов самообороны.

Однако Максим упорствовал, и тогда милиционеры пригрозили: «Вставим в ж*пу палку, сфотографируем и пошлем на зону».

Кстати, это реальная практика, утверждает издание. Заключенным все равно, кто «опустил» сокамерника — он в любом случае попадает в низшую тюремную касту.

После такого давления Максим Руденко сломался и записал под диктовку оперативников и в присутствии следователя Преображенской прокуратуры Юрия Рыкова признательные показания.

Милиции поверили все: следователи, свидетели и суд

По версии следствия, Максим сидел на лавочке, а мимо проходил Лаврик. Руденко попросил у него денег, а прохожий рассердился, разбил бутылку, и с «розочкой» пошел на попрошайку. Тогда Максим в целях самозащиты вытащил нож и нанес Лаврику большое количество ударов.

В эту версию даже при первом взгляде трудно поверить, поскольку убитый Максим Лаврик не был пьяницей или дебоширом. Он имел постоянную работу, а всего за две недели до смерти женился. Однако суд не стал разбираться в деталях и слепленная на скорую руку версия оперативников его устроила.

Правда, сыщикам еще необходимо было провести следственный эксперимент, как предписывает закон. Однако при выезде на местность случился конфуз: Максим Руденко не знал, где находится злополучный дом №12 на Большой Черкизовской, и привез следственную группу на Первую Пугачевскую, 12 (этот адрес как раз был ему хорошо знаком).

«Да ты чего, сбрендил? Не сюда! — возмутился следователь и сам показал Руденко, где находится место убийства Лаврика.

К счастью, за Максима вступились родственники, которые не верили в то, что он убийца. Их мнение не поколебало даже то, что отношения в семье были сложными — Максима однажды уличили в воровстве денег у сожителя сестры, а после начавшегося скандала он ушел из дома и долгое время скитался как бомж.

Адвокат и мать подследственного поминутно восстановили хронологию событий и составили железное алиби для Максима. Оказалось, что в момент убийства, в 20:22, Руденко играл в Warcraft на компьютере у друга, а в 20:37 звонил еще одному приятелю (звонок подтверждался детализацией телефонных переговоров). Однако ответ следователя на все эти изыскания был прост: «Противоречий с версией обвинения не видим».

К делу приобщили куртку со следами крови, найденную у Руденко. Хотя незадолго до задержания Максим подрался с приятелем. Это можно было проверить с помощью генетической экспертизы, на чем настаивал адвокат подследственного. Но все усилия защиты были тщетны.

Самое удивительное, что Максима Руденко опознали свидетели. В частности, девушка в момент убийства вышла на балкон и видела, как убегали трое молодых людей. Однако в итоге ей показали одного Максима и она безропотно согласилась с тем, что видела именно его.

Позднее, когда Руденко уже освобождали, ее вновь спросили, почему так получилось и как вообще она могла разглядеть лицо человека, если смотрела на него сверху. Девушка ответила: «Ну не видела, но я же верю милиции».

Так же просто рассуждали и милиционеры, у которых «был труп и палочная система», а в качестве универсального средства для повышения раскрываемости — стелька со вшитыми железками.

Следователь прокуратуры то ли был в сговоре с милиционерами, то ли ему было все равно: он как раз увольнялся из правоохранительных органов, и это было его последнее дежурство. Другой принявший дело следователь, Александр Петраков, отнесся к нему формально: экспертизы не проводил, алиби не принимал.

В итоге суд и приговорил Максима Руденко к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, после чего невинно осужденного этапировали в Тамбовскую область.