«В России все громче заявляет о себе новая преступная сила — таджикские организованные преступные группировки». Об этом с тревогой сообщила недавно газета «Московский комсомолец». Действительно ли столь серьезны эти опасения и, если да, что побуждает наших соотечественников вступать на преступный путь?
Начиная с середины 90-х за таджикскими мигрантами в России закрепились два ярлыка – «гастарбайтер» и « наркоторговец». Однако в последнее время сюда прибавился еще один — член ОПГ (организованной преступной группировки).
Наркоторговля уже не в моде?
Растущий уровень преступности среди граждан Таджикистана обусловлен прежде всего постоянно возрастающей миграцией представителей этого государства на территорию России, часть из которых, не найдя места на рынке труда, добывает средства к существованию противоправными способами, — сообщает пресс-центр МВД России. Согласно официальным данным, большинство осужденных таджиков с середины 90-х до 2010 года обвинялись в провозе и торговле наркотиками.
По сообщению управления по борьбе с незаконным оборотом ГУВД Москвы, только в столице в незаконный оборот наркотиков вовлечено от одного до полутора тысяч таджиков. Однако следует различать тех, кто вовлечен в организованные группировки, и тех, кто занимается мелкооптовой и розничной торговлей.
Таджики, как розничные продавцы, редко связаны с организованными преступными группировками, — считает Эмиль Паин, генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований России. — Последние предпочитают иметь дело с устойчивыми и разветвленными сетями розничной торговли, в том числе с цыганскими и кавказскими, а уличных торговцев-таджиков считают менее надежными партнерами. Зачастую они привозят небольшие партии героина, чтобы заработать денег и свести концы с концами.
Возможности таможенного контроля и навыки таможенников совершенствуются как в России, так и в государствах Средней Азии. Это привело к тому, что количество контрабандистов, перевозящих героин в сравнительно небольших количествах, заметно сократилось.
Бей своих, чтобы чужие боялись
Только по официальным данным, в прошлом году в Москве было зарегистрировано более 1,3 млн. мигрантов, значительная часть которых — выходцы из Таджикистана. Кроме строительных работ наши соотечественники все чаще включаются в различные сферы услуг, мелкий и средний бизнесу. Этот денежный оборот привлек в Россию и таджиков-рэкетиров.
В России рэкэтом граждане Таджикистана занимаются давно, — говорит председатель Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов.- Однако их деятельность носит узкий характер — наши граждане эксплуатируют своих же сограждан. В основном они действуют на рынках и строительных объектах. Делается это не в открытую. Под предлогом «крышевания» или посредничества таджикские рэкетиры берут определенную сумму денег у своих земляков — продавцов, строителей и других. Иногда в дело идут другие ходы. Например, заставляют покупать дешевую одежду или обувь втридорога. Тех, кто выражает несогласие, жестоко избивают. Подчас их действия остаются безнаказанными.
Не последнюю роль в создании таких группировок играет такое явление как местничество.
Мы все знаем разобщенность наших земляков, очень часто среди них распространено деление по земляческим признакам. Гражданская война еще больше разобщила таджиков, породив в то же время абсолютный правовой нигилизм и безграмотность, — отметил эксперт Абдулло Курбонов. При этом он ссылается на данные МВД Таджикистана о том, что около 40% преступлений, которые совершают наши граждане на территории России, совершены в отношении своих же земляков.
«Дружба народов» в деле
Между тем, самой опасной тенденцией российские специалисты считают сращивание таджикской мафии с кавказскими ОПГ, пишет «Московский комсомолец». Эксперты связывают это в первую очередь с религиозной общностью. На сегодняшний день, по данным спецслужб, заметна тенденция слияния таджикских преступных группировок с такими же объединениями из Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Чечни, которые проводят совместные операции. В первую очередь это касается таких преступлений, как нападения на перевозчиков денег, похищения людей, вымогательства. В пример сказанному источники приводят преступление, совершенное в июне прошлого года на Тихорецком бульваре Москвы. Разбойники напали на предпринимателя из Китая и похитили около 300 тысяч долларов. Вскоре полицейские задержали пятерых участников нападения, среди которых оказались двое рецидивистов родом из Карачаево-Черкесии и трое таджикских граждан.
Конечно, в преступных группировках участвуют люди различных национальностей. Но серьезных группировок, где бы «рулили» таджикские граждане, практически нет, — считает российский предприниматель Сергей Каленник. – Дело в том, что уже давно все зоны интересов распределены между российскими и другими ОПГ и если таджикские группировки посягнут на их территории, могут получить «по шапке».