В четвертый раз суд во Владивостоке не смог собрать коллегию присяжных для рассмотрения дела «приморских партизан». В этот раз из полутора тысяч получивших уведомления жителей Приморья в суд явились только шесть человек. Адвокаты жалуются, что двое принявших ислам «партизан» помещены в карцер за то, что совершали намаз.
Приморский краевой суд в среду вновь не смог сформировать коллегию присяжных по уголовному делу так называемых «приморских партизан», обвиняемых в убийствах и нападениях на сотрудников милиции. Как и в прошлый раз, причина – крайне низкая явка кандидатов, сообщила «Газете.Ru» адвокат одного из подозреваемых Нелли Рассказова.
Уведомления от суда в этот раз получили полторы тысячи жителей Приморья, однако в суд явились шесть человек.
Суда ожидают шесть жителей Приморского края: Александр и Вадим Ковтуны, Роман Савченко, Максим Кириллов, Владимир Илютиков и Алексей Никитин. Они арестованны еще в июне 2010 года и содержатся по стражей уже почти 2,5 года. Еще два «партизана» — Андрей Сухорада и Александр Сладких — до суда не дожили, они погибли во время операции по их задержанию 11 июня 2010 года в Уссурийске. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, они застрелились. Следствие обвиняет «приморских партизан» более чем в 30-ти преступных эпизодах, в том числе убийстве двух сотрудников милиции, вооруженных нападениях на опорные пункты МВД, квартирных кражах, угонах автомобилей, хищении, незаконном хранении и ношении оружия, бандитизме, разбое, уничтожении чужого имущества. Уголовное дело составляет более 60 томов. Сами подсудимые утверждают, что «объявили войну» сотрудникам милиции, которые, как они утверждают, крышевали изготовление и продажу наркотиков в Кировском районе Приморского края.
В июне этого года в ходе предварительных слушаний краевой суд удовлетворил ходатайство обвиняемых о рассмотрении их дела коллегией присяжных. Первая попытка была предпринята 9 июля, вторая – 1 августа, третья – 18 сентября. Во всех случаях формирование коллегии не состоялось именно из-за низкой явки кандидатов в заседатели.
Теперь, как рассказала «Газете.Ru» адвокат Рассказова, сложилась почти тупиковая ситуация.
С одной стороны, согласно закону, никто не может ограничить подсудимых в праве на суд присяжных, с другой стороны по нормам Уголовно-процессуального кодекса сроки содержания под стражей для подсудимых ничем не ограничены. По словам защитника, в состав коллегии должно войти не менее 24 человек (12 основных и 12 запасных присяжных), кроме и сторона обвинения, и сторона защиты должны иметь возможность отвести по четыре кандидата. Во время каждой попытки собрать присяжных приходит разное количество людей, но еще ни разу не было достаточного количества кандидатов.
Кроме того, адвокат рассказала, что двое из фигурантов дела принявших ислам – Ковтун и Савченко – не имеют возможности совершать намаз в СИЗО и были помещены в карцер «только за то, что молятся Аллаху.
«Они действительно приняли ислам, но сейчас у них отобрали коврики, Коран, и теперь они сидят в карцере», – сообщила Рассказова. Ранее ФСИН Приморья опроверг заявление защиты о том, что сотрудники СИЗО «запрещают совершать религиозные обряды в камерах и пользоваться предметами религиозного культа». По версии ФСИН Ковтун и Савченко помещены в карцер за систематические нарушения Правил внутреннего распорядка. Ковтуна водворили в карцер 11 октября за то, что после команды «отбой» он перекрикивался с содержащимися в других камерах. 11 октября за аналогичное нарушение отправили в карцер на 10 суток и Савченко. Представитель краевого управления ФСИН рассказала, что обвиняемые содержатся в СИЗО-1 с июня 2010 года и за это время неоднократно нарушали правила, за что привлекались к дисциплинарной ответственности.
«Только за 2012 год Ковтун был привлечен к дисциплинарной ответственности пять раз: три выговора и два водворения в карцер; Савченко — семь раз: шесть выговоров и одно водворение в карцер», — уточнила представитель ФСИН.
Процесс над «приморскими партизанами» обрастал скандалами. В июле в краевом суде и местной полиции заявили о краже трех томов уголовного дела. В камерах обвиняемых и у их адвокатов проведены обыски. В круг основных подозреваемых, как дали понять в полиции, попали также приставы и работники суда, которые имели доступ к уголовному делу. Позже утерянные материалы были восстановлены, однако виновные до сих пор не установлены.
Следующая попытка собрать присяжных по делу, как сообщила адвокат Рассказова, состоится 20 ноября. В этот раз суд разошлет еще 500 приглашений для кандидатов в члены жюри.
Максим Солопов, Газета
Официальное заявление ГУФСИН по информации, изложенной в СМИ.
В связи с поступающими сообщениями и вопросами сообщаем, что информация, распространяемая в средствах массовой информации о помещении в карцер «за совершение исламского намаза» членов преступной группы А.А.Ковтуна и Р.В. Савченко, ждущих суда в следственном изоляторе №1 г. Владивостока, не соответствует действительности. Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в СИЗО-1, в том числе Ковтуну А.А. и Савченко Р.В., сотрудники СИЗО не запрещают отправлять религиозные обряды в камерах, где они содержатся, и пользоваться предметами религиозного культа для нательного или карманного ношения. Указанные лица помещены в карцер за систематические нарушения Правил внутреннего распорядка (режима содержания).
Обвиняемый Ковтун А.А. и Савченко Р.В содержатся в СИЗО-1 с июня 2010 года. За время содержания неоднократно нарушали Правила внутреннего распорядка дня, за что привлекались к дисциплинарной ответственности. Только за 2012 год Ковтун А.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности 5 раз: 3 выговора и 2 водворения в карцер; Савченко Р.В. — 7 раз: 6 выговоров и 1 водворение в карцер.
11.10.2012. Ковтун А.А. водворен в карцер на 10 суток за осуществление межкамерной связи: после команды «отбой» (после 22 час. 00 мин.) перекрикивался с лицами, содержащимися в других камерах. 12.10.2012г. за аналогичное нарушение водворен в карцер на 10 суток Савченко Р.В.
Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом МЮ РФ № 189, (глава Х, пункты 100, 101, 102) следует, что:
п. 100 – Подозреваемые и обвиняемые отправляют религиозные обряды в камерах, а при наличии возможности – в специально оборудованных для этих целей помещениях СИЗО в соответствии с традициями религий, которые они исповедуют.
п. 101 – Не допускается отправление религиозных обрядов, нарушающих требования настоящих Правил и права других подозреваемых и обвиняемых.
п. 102 – Подозреваемым и обвиняемым разрешается иметь при себе и пользоваться религиозной литературой, предметами религиозного культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения, кроме колюще – режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурную и историческую ценность.
Пресс-служба ГУФСИН России по Приморскому краю