Разговор с осужденным пожизненно националистом (СВР предпочитает называть себя белым расистом — СБ)

Около двадцати русских националистов осуждены к высшей мере наказания – пожизненному лишению свободы. Многие вины не признало. Но петербуржец Алексей Воеводин, по прозвищу “СВР”, имеет репутацию первого ультраправого террориста и не отрицает поступки жестокой молодости. Его имя и название его бригады – “НСБТО”, годами не исчезают из СМИ. Парадоксально, но на тропу насилия он вышел после того, как под давлением органов его исключили с техникума. Таких как он, радикалов, у националистов больше нет, все сидят. Современный неонацист это тот, кто раз в год ходит на “Русский марш”, кидает там зиги, и потом воюет “Вконтакте”. Весной после приговора Воеводина этапировали из Харпа, заполярной зоны особого режима, где он отбывал срок в Петербург: вновь судить.

Пожизненное за участие в “Национал-социалистической боевой террористической организации” ты разделил с Артемом Прохоренко, остальные отделались меньшими сроками. Каково ему, он смирился с этим?

Тёма еще сидит в Крестах, нормально у него все, насколько вообще подходит определение нормально для пожизненика. Он ни с кем практически не переписывается: весь ушел в написание жалоб и юридическую борьбу с системой. Даже просил меня взять на себя часть его переписки с волей, но я и сам был поглощен судами, так что не срослось.

В изолятор “Кресты” надолго вернулся?

Да, думаю, в Невограде еще несколько лет побуду; привезли меня с зоны в мае. Конечно, меня туда – сюда могут возить, из Харпа в Кресты, но в основном буду тут. Пока подозревают в ст. 111.4 УК РФ (тяжкие телесные, повлекшие смерть потерпевшего). В Харпе, кстати, ничего: никто раком не бегает, не орут, во всяком случаем – в моем варианте, короче, неплохо. Но кормят мало. В Крестах я отожрался, килограмм 110 вешу, притом, что вегетарианец.

Ты не все-таки согласился с приговором и направил жалобу в Страсбург. Не боишься, сразу получить отказ, как недавно националистка Мария Гапенко?

Конечно, недавно моя жалоба ушла в Европейский суд по правам человека. Артем, в свою очередь, отправил свою, нарушения у нас на следствии и суде весомые – пытки и лишение прав на полноценную защиту. Есть два прецедента, по которым ЕСпПЧ уже выносил решения. В Страсбурге их объединят в одно дело. Надеюсь, примут к рассмотрению, и не подвернется, как Маше Гапенко, какой-нибудь немотивированный азербайджанский отказник Ханлар Хаджиев (тьфу, тьфу). Увидим, короче, как все повернется.

Кстати, по идее Маша могла обжаловать решение Хаджиева в Большой палате, т.к. на зоне все равно делать нечего. Плюс, как вариант, обратиться в Генпрокуратуру РФ о внесении прокурорского представления на приговор. Разумеется, откажут, но это и нужно, а дальше – по известной схеме: обжалование в суде, кассация и в Страсбург. Не мытьем, так катанием. Еще вариант – обратиться в Конституционный суд РФ, с жалобой на нарушение конституционных прав и применения УПК.

Хочешь как можно быстрее потягаться с Российской федерацией в Евросуде?

Ты о чем вообще? Какое побыстрей, жалобы в Страсбурге лежат по многу лет, хотя почти все на воле уверенны, что это дело уже быстрое. Читал я недавно интервью одного правозащитника, он что, шутит, когда говорит что рассмотрение жалобы можно ждать год или три (автор – часто бывают и такие быстрые прецеденты)? Я встречал только одного человека, у которого рассмотрели жалобу за три года, и то, потому что он малолетка, и ему грозила опасность умереть из-за болезни сердца. Остальные – от 5 лет и выше. Видел пожизненика, у него 8 лет как жалоба подана, до сих пор не рассмотрена. Надеюсь, нашу через 6 лет рассмотрят. Заодно и сроки давности минуют.

Ты недолго находился в зоне особого режима Харп. Там националистов много?

Кроме меня в Харпе ныне 5 правых сидят, большинство из “НСО-Север”, еще Никита Тихонов и Денис Орлов из “Тверского Языческого Фронта”. Порядочно, слышал за Дениса: парень держится молодцом – спорт, саморазвитие. Между прочим, Орлов и не отрицает, что два убоя совершил. Его группе вроде 4 сто пятых (убийство) вменили. Удивляюсь, что только он один пожизненное получил. Непонятно, почему Никиту Тихонова в Москву вернули, и он отказался от адвоката “Русского Вердикта”.

В Харпе ты делил камеру с участником “НСО-Север” Владиславом Тамамшевым. В интернете нацисты объявили его предателем.

Владислава Тамамшева обвиняют в чем-то? Слава, конечно, много сказал лишнего на следствии под пытками, но вправе ли его судить вольные бездельники? Мне Тамамшев лично нравится.

Сидеть, я знаю, достаточно скучно. Происходит что-то интересное в тюрьме?

Прикол был не так давно. Германа Венгельвельда (бригада “НСВП Невоград”) – немец, вегетарианец, привозили подписывать дело в Следственный комитет. Так он залил следователей и оперов газом, да в окно – как сиганул! Правда поймали парня, теперь ему 313 (побег) и 318 (насилие в отношении представителя власти) статьи УК добавили: к трем 105-м не так много на приговоре будет.

С Вячеславом Дациком приходится видеться?

К Дацику на суд меня возили, рад был его видеть, у него юридический коллапс полный. На процессе не знают, как ему срока складывать. Он же с психушки сбежал. Норвегия его выдала, нарушив Европейскую Конвенцию в части обращений за политическим убежищем. Тарзан в Страсбург собирается писать. Из наших ребят по “БТО”, с Рыжим Тарзаном в одной камере сидел Сережа Румянцев “Апостол”.

Прямая линия – отказ от курения, алкоголя, и бесконечный активизм. Твои ребята это дело плотно раньше продвигали, окрасив в ультраправые тона.

Я рад, что многие активные правые на крестах, не зря с журналами “Оскал”, “Kill or be killed”, “Smell of Hatred” старались, в основном, их готовил Сергей Румянцев – “Апостол”. Кстати, он уже на воле, но реально сошел с ума: его в дурке 7 месяцев принудительно кололи. Вот и съехал.