Представители европейского фанатского движения приехали в Петербург, что выяснить — что кроется за нашумевшим манифестом «Селекция 12», и определить какова ситуация с расизмом в городе на Неве. Но встретились не с авторами селекционно-литературного скандала, а с представителями более спокойного клуба болельщиков. Петербуржцы от расизма отреклись. «Начинать борьбу с расизмом следует, признав его существование», — предостерегли их гости.

В Петербург члены сети футбольных болельщиков (FSE) (в английской транскрипции — фанаты — прим. ред.) Европы Кевин Майлз (Kevin Miles) и Даниела Вурбс (Daniela Wurbs) приехали, в том числе, для того, чтобы поговорить о нашумевшей в декабре 2012 года «Селекции-12». Наделавшем шуму манифесте фанатов петербургского «Зенита», касающегося трансферной политики клуба. Напомним, что после выхода документа в России и Европе разгорелся скандал. Большинство европейских читателей манифеста «зацепились» за тему расизма и гомофобии и остановились на достигнутом.

Любопытно, что FSE, при условии предоставления всей информации по истории с матчем «Динамо» — «Зенит», даже готовы поддержать петербургский клуб при рассмотрении апелляции в спортивном арбитражном суде в Лозанне.

Разговор с членами Клуба болельщиков «Зенита» начался с вводной лекции о самой организации. Представители FSE рассказали о ежегодных встречах с Мишелем Платини. И о том, что думают о многочисленных штрафах, которые футбольные чиновники накладывают на клубы.

— Деньги должны идти на реализацию превентивных мер против правонарушений. Разрабатывать их нужно совместно с фанатами, — считают европейцы.

— Хотелось бы пояснить: мы не фанаты, а болельщики, — звучит в ответ. И тут гости обнаруживают удивление подобному разделению футбольной семьи.

В какой-то момент в разговоре звучит фраза: «Мы хотим вернуть стоячие места на стадионы».

Тему «Селекции» первые затронули сами петербуржцы. Вопросами в духе «слышали ли вы» и «что вы об этом думаете». «Манифест был во всех международных средствах массовой информации. Первым делом мы захотели разобраться, поскольку наша организация против какого-либо проявления дискриминации, потому сразу захотели разобраться. Это не помогает повысить репутацию клуба. Есть и другие проявления болельщиков, которые мы как раз не поддерживаем. Расизм — это не только российская проблема, но и Европы в целом», — заявляет Даниела Вурбс.

Она же и показывает знание текста: «Нормально, что болельщики хотят видеть игроков из своего региона. Но не должно быть расистских и гомофобных заявлений».

Кевин Майлз также не скрывает — эта история наделала много шума. Но он более конкретен: «Мы разговаривали с фанатами «Ливерпуля» и спрашивали, будет ли безопасно приехать в Петербург. Мне очень приятно, что те, кто поехали, привезли очень позитивные впечатления о поездке. Самые страшные ожидания, которые можно было предположить после этого манифеста, не подтвердились. Нам приятно, что часть болельщиков «Зенита» сразу отмежевалась от этого манифеста».

— Спасибо за то, что выбили «Ливерпуль» из Лиги Европы, — благодарит гость.
Президент Клуба болельщиков «Зенита» Сергей Подгайный просит собравшихся активизироваться и рассказать о себе и своем отношении и к футболу, и к «Зениту», и к «Селекции».

— На стадионе мы познакомились с будущим мужем, — звучит в ответ.
— Это такой затянувшийся «медовый месяц», — комментирует Кевин.
— Вы посещаете все домашние матчи? А выездные? — интересуется Даниела. Оказывается, что семья ходит на «Петровский» регулярно. Гостевые игры посещаются по-возможности.

— Нельзя судить о всей семье по нескольким людям, — доносится из зала.
— Да, мы понимаем, что везде есть хорошие люди и плохие, — парирует Даниела.

Хороших людей в зале много: один занимается работой с социально неблагополучными подростками, другой — растит футбольную молодежь.

Разговор идет спокойно. Никто (по крайней мере внешне) не пытается что-либо доказать.

«У нас доходило до того, что у людей отнимали бананы на входе на стадион, — вновь вступает Сергей Подгайный. — Однако каждый раз, когда расследование велось, на самом деле оказывалось, что действие (кидание фруктов в игроков или на поле) к расизму не имеет никакого отношения. У нас есть проблема с кавказскими командами — туда ездить действительно небезопасно. Это гораздо острее, чем расизм».

— В нашей стране проблемы расизма особо нет. Но есть неадекватные выходки малообразованных людей, — звучит реплика из зала.
— Вы уверены? — доносится в ответ. Дальше идут разговоры о том, что на самом деле проблема сопоставима в своих масштабах с европейской.
— Первый шаг в борьбе с расизмом — признать, что проблема существует, — заявляет Кевин.

И дальше становится понятно, из-за чего так возбудилась от манифеста старушка Европа:
— Мало людей, которые сознательно полны вражды и расизма. Но даже это меньшинство не должно иметь возможностей в футболе. Не должно быть прощения за провокацию. Я могу привести 100 разных вариантов провокаций, где не будет присутствия расизма или сексуальной ориентации людей.

— Может быть у вас есть еще какие-то проблемы, которые хотелось бы обсудить? — интересуется Даниела.
— Да мы уже ко всему привыкли, для нас это не проблемы, — констатирует Сергей Подгайный.

Разговорами Клуб болельщиков не ограничивается: гостей (да и принимающую сторону) ведут на экскурсию по «Петровскому». Тут в дело вступают приглашенные на встречу афропетербуржцы. Свободно переходя с английского на французский они активно общаются с Даниелой. Диалог начинается с ее вопроса:
— А вы тоже являетесь болельщиками «Зенита»?
Ответ тонет в шуме разговоров. Но на самом деле оба молодых человека то и дело появляются на «Петровском» во время официальных матчей сине-бело-голубых.

Собравшимся показывают подтрибунные помещения. Проведя мимо судейских и инспекторских комнат, экскурсовод отдельное внимание уделяет комнате для допинг-контроля.
— А можно заглянуть внутрь? — допытывается один из экскурсантов.
— Можно, но сейчас вы там ничего особенного не увидите — только две комнаты, — звучит в ответ.

Святая святых — раздевалка команды — вызывает больше всего интереса. Тут же из карманов и сумок достаются смартфоны и фотоаппараты.
— Завтра игра (17 апреля «Зенит» принимает «Кубань» в рамках 1/4 финала Кубка России — прим. ред.), поэтому здесь уже все подготовлено. Обычно у нас есть образцы формы и показано то, как она развешивается, — сетует экскурсовод.

Рассказ о комнате (и не только о ней) интересен и обстоятелен. Переходя с русского на английский и наоборот, девушка объясняет, что за разноцветную жидкость пьют футболисты, почему 12-й номер в «Зените» не может занять никто, и каким образом устроена раздевалка. Общение заканчивается на поле. Группа выходит на него через подтрибунные помещения. Там, где всегда появляются игроки.

Мария Цыганкова,
«Фонтанка.ру»