Последний всплеск ультранасилия в Петербурге связывают с группировкой NS/WP «Невоград», средний возраст участников которой едва превышал 20 лет. Молодежь, по версии обвинения, резала, жгла, взрывала под предлогом борьбы за расовую чистоту города. Сегодня, 17 апреля, прокурор попросила суд навсегда изолировать от общества одного из предполагаемых лидеров Германа Венгервельда. Некоторые фигуранты отказались от «белых» идей и дали показания на бывших товарищей.

Эволюция жестокости

Разоблачение националистической группировки NS/WP «Невоград» и массовые задержания ее участников начались зимой 2010 года. К лету петербургское следствие имело больше десятка фигурантов и серию раскрытых громких преступлений на почве межнациональной и социальной ненависти. Группировку многие называли последовательницей банды Боровикова-Воеводина, деятельность которой силовики прекратили в 2006 году.
Лидером NS/WP Следственный комитет назвал Георгия Тимофеева по характерной кличке Антицыган. Он, отрекаясь от идей националистического движения, заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, дал показания на себя и товарищей и летом 2012 года получил относительно мягкие 13 лет за семь убийств, четыре покушения и терроризм. Его примеру последовал Дмитрий Берсер Недугов и сел на 4,5 года. В основном деле остались 9 молодых людей. На момент инкриминируемых преступлений им было 17-24 лет. Идеологической платформой выбрали расовую и социальную зачистку Петербурга. Большинство эпизодов списаны как под копирку. Небольшими группами собирались у станций метро в спальных районах и ходили по дворам в поисках объектов. Из арсенала – ножи, бензин, взрывчатые вещества и Интернет для афиширования акций.

Перечисляя в сегодняшних прениях преступные эпизоды, старший прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления Светлана Ефименко описала эволюцию жестокости и опыта NS/WP и избирательность. Из «инородцев» для членов группировки интерес представляли выходцы из Азии, Кавказа и Африки. В апреле 2009 года во дворах станции метро «Улица Дыбенко» два фигуранта не справились с уроженцем Кабардино-Балкарии, мужчина оказал вооруженным налетчикам сопротивление. Чуть ранее на проспекте Шаумяна вчетвером убили иностранца. В мае у станции метро «Ладожская» двух нацистов с ножами прогнал гражданин Таджикистана.
В августе 2009-го Евгений Корябкин и Недугов пришли с «коктейлями Молотова» к приходу храма Казанской иконы Божьей Матери на проспекте Стачек. Подожгли его, предварительно приказав смотрительнице, показавшейся им не заслуживающей смерти, выйти.

В том же августе Герман Венгервельд по кличке Стратег, Валентин Мумжиев, Кирилл Присяжнюк иначе, по версии обвинения, поступили с двумя женщинами, которые по виду вели асоциальный образ жизни. Сожгли их заживо в припаркованном на проспекте Культуры «Запорожце». Еще одно лицо БОМЖ Мумжиев и Венгервельд, как следует из материалов дела, зарезали на бульваре Новаторов.

Страсть к публичности

«Невоград» шел в ногу с информационной модой. В ноябре 2009 года, по версии следствия, Венгервельд и Присяжнюк оставили в вагоне электрички метро муляж взрывного устройства со свастикой и надписью «Хасис». Как раз в то время Евгению Хасис официально назвали подозреваемой в январском убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Этот эпизод СК квалифицировал как хулиганство.
Страсть к публичности, собственно, и сгубила националистов. В конце декабря 2009 года в Интернет попал ролик с убийством африканца, озаглавили его «Новый год – новый террор».
«Мумжиев и Присяжнюк не позднее 31 декабря 2009 года записали в дополнение к видеозаписи обращение к неопределенному кругу лиц, при этом Мумжиев непосредственно производил видеозапись, а Присяжнюк, стоя в защитной маске на фоне свастики, зачитывал обращение», – уточнила гособвинитель Светлана Ефименко.
Петербургские сыщики вызов приняли и через полтора месяца вышли на след NS/WP.

Не исключено, что предполагаемые члены группировки рассчитывали на суд присяжных. Логичность выбора подсказывал пример банды Боровикова-Воеводина. Два фигуранта – Андрей Малюгин и Артем Прохоренко – в мае 2011 года услышали оправдательный вердикт. У «Невограда» набор эпизодов был не менее впечатляющим, и, видимо, стоило рассчитывать только на специфику процесса с участием присяжных.
Следствие лишило фигурантов этой возможности юридической тонкостью. В апреле 2010 года Конституционный суд лишил права обвиняемых в терроризме на суд присяжных. В уголовном деле NS/WP при расследовании появился «террористический» эпизод. По 205-й статье УК квалифицировали подрыв мусорной урны на Заневском проспекте в ноябре 2009 года с повреждением авто, разбитыми стеклом рекламного павильона и двумя стеклами автобусной остановки и ранением прохожего без последствий для здоровья.

«Террористический акт повлек причинение значительного материального ущерба и был направлен на устрашение населения», – отметила Светлана Ефименко.
Гособвинитель попросила тройку профессиональных судей приговорить 25-летнего Германа Венгервельда к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима за убийства, хулиганство, незаконный оборот оружия. Если к Ефименко судьи прислушаются, фигурант один в один повторит путь своего товарища Алексея Воеводина. Оба в СИЗО увлеклись эпистолярным жанром настолько, что жалобы в различные инстанции исчисляются тысячами. Оба проходят подсудимыми по другим эпизодам, что дает им основание сидеть в обжитых камерах Петербурга. Воеводина судят в Кировском районе за смерть человека десятилетней давности, а процесс в отношении Венгервельда и его матери Моники Монтвид-Волковой за попытку побега и насилие над правоохранителями начинается в Октябрьском райсуде.
Запрошенные для остальных фигурантов сроки разнятся. Мумжиеву по прозвищу Вова Заточка грозят 18 лет в колонии строгого режима, младшему брату Валентину, известному в узких кругах как Тайга, – 20. По некоторым данным, Валентин готовился к пожизненному лишению. 22-летнего Артема Завьялова прокурор просила приговорить к 22 годам колонии строгого режима. По версии обвинения, он причастен к подрыву урны, а в налетах на иностранцев начал участвовать подростком.

Кириллу Присяжнюку по кличке Веган, Евгению Корябкину, Дмитрию Абалишину, Арсению Мирошниченко грозит от 6 до 12 лет. Сотрудничество со следствием помогло Роману Вейцу. Он находится под подпиской о невыезде и претендует на дальнейшую свободу. Прокурор подчеркнула:

«С учетом смягчающих обстоятельств в виде способствования раскрытию преступления и изобличения соучастников позиция обвинения в части наказания – 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года».
В понедельник, 21 апреля, в прениях выступят адвокаты подсудимых.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»