цыгане

После тяжелых и кровопролитных боев подразделения болгарской жандармерии овладели селом Глогово, населенным преимущественно цыганами. Там более 300 человек (практически все мужское население) приняли участие в массовой драке друг с другом с использованием топоров, вил и оглоблей, сообщает корреспондент Федерального агентства новостей (ФАН). Свидетели побоища говорят о многочисленных раненых.

Причина мордобоя сугубо политическая — перед выборами главы села одни цыгане продали свои голоса одному кандидату, а другие — другому, который и победил. Так как при продаже голоса цыгане получают только аванс, а основную сумму после победы покупателя, то одни цыгане потеряли часть денег и благодарили за это других.

Одновременно в болгарском городе Раднево продолжается противостояние между блокирующими цыганское гетто местными жителями и прибывшими к ним на помощь патриотически настроенными болгарами, также подразделениями полиции и жандармерии. Несколько тысяч протестующих прорвали полицейское оцепление, в результате получили ранения три полицейских. Одному из них сломан нос. Однако прибывшие на место жандармы сумели спасти цыган от расправы.

Поводом для массовых протестов в Раднево стало жестокое избиение трех болгар в ходе спора на шоссе по поводу преимущества при совершении автомобильного маневра. В результате у одного пострадавшего болгарина многочисленные трещины черепа, у другого пробито ножом легкое, а у третьего сломана челюсть.

Только после начала волнений было принято решение об аресте четверых активных участников избиения, жителей цыганского гетто. Трое из них ранее были неоднократно осуждены за грабежи и нанесение телесных повреждений, условно, что интересно. Их главарь, 39-летний Калчо Иванов по кличке Сурай, хорошо известен в городе как торговец наркотиками и оптовый продавец цыганских голосов на выборах.

Все эти события — лишь очередные эпизоды непрекращающейся борьбы болгар за право нормально жить в своем государстве с цыганами. Болгары говорят, что «у цыган в этом государстве нет никаких обязанностей, но зато очень много прав».

Собственно, борьба началась, когда в ходе демократических преобразований были ликвидированы колхозы, а затем и основная часть промышленности Болгарии. В результате самая неквалифицированная часть населения, т.е. цыгане, осталась без работы. Чтобы избежать массового возмущения, была создана система социальных выплат, которая позволила цыганам жить впроголодь. С тех пор появился в Болгарии новый термин — социально слабый гражданин. Это неграмотный, который не работает всю жизнь.

После расставания цыган с трудом исчезла и необходимость получения образования. В результате, если в 1992 году среди цыган было 11% неграмотных, то сейчас более 42% и это число растет с каждым годом. С высшим образованием цыган и вовсе менее 0,5% — это притом, что в Болгарии количество мест для первокурсников превышает количество выпускников школ.

Цыганские дети теперь обычно ходят в школу только первые 2-3 года, а многие вообще никогда в ней не были. Для их привлечения к знаниям была принята специальная программа по бесплатной выдаче школьникам до 4 класса стакана молока и булочки или фрукта ежедневно. Болгары шутят, что если в 5-6 классах бесплатно выдавать пиво, в 6-8 классах — ракию, а затем — марихуану, то это без сомнения сильно поможет цыганскому образованию.

За тот короткий период, что цыганята посещают школу, их мамы успевают проявить себя на образовательной ниве. Ежегодно происходят десятки случаев, когда цыганка публично плюет в лицо учительнице или дает ей пощечину за неправильное, по ее мнению, отношение к ее ребенку. За это цыган приговаривают к штрафу, который они не платят.

После того как была принята программа финансирования школ в зависимости от числа учеников, цыганки стали шантажировать директоров переводом своего ребенка в другую школу, если учительница не перестанет делать ему замечания. Но самая большая проблема в том, что нет таких болгар, которые бы ради этнической толерантности согласились бы лечить у своих детей педикулез (вшивость) и другие болезни, полученные от одноклассников из гетто.

Те цыганята, что никогда не переступали порог школы, обычно уже с 5-6 лет занимаются попрошайничеством, а при случае еще и проверяют все ли хорошо лежит в сумках у прохожих. Других же перестают пускать в начальные классы школы, т.к. для них есть работа — они смотрят за своими младшими братьями и сестрами и дают своим матерям заняться другой деятельностью, например проституцией.

Цыгане демонстрируют самую высокую рождаемость в стране — 5-7 детей является нормой. Рожать также начинают очень рано: в прошлом веке удивление вызывали 14-летние беременные цыганки, сейчас в Болгарии уже привыкли и к 12-летним.

В результате правительству Болгарии приходится решать две взаимоисключающие задачи: повысить в стране рождаемость, но так чтобы при этом у цыганского меньшинства она не повысилась. Одна из попыток решения провалилась несколько лет назад. В 2009 году правительство приняло постановление о выделении государственной субсидии в размере 1500 евро студенткам дневной формы обучения, родившим ребенка. При этом среди студенток цыганок практически нет, поскольку они, как правило, неграмотны. Но в результате забеременевшие болгарки начали массово записываться на учебу в многочисленные ВУЗы независимо от возраста и даже при наличии высшего образования. Субсидию пришлось платить не только студенткам, а практически всем новым матерям Болгарии и ее вскоре отменили.

В медицине ситуация тоже очень благоприятствует цыганам. По законам Болгарии все граждане, в том числе и безработные, обязаны платить медицинские взносы. При неуплате теряется право на бесплатную медицинскую помощь. Однако тут же сделаны исключения: бесплатная помощь оказывается всем детям, беременным и в случае опасности для жизни. А именно в этих случаях цыгане и обращаются в медицинские учреждения.

Медики Болгарии, разумеется, не всегда могут спасти умирающего и после его смерти смуглая родня часто начинает их избивать. Больше всего от этого страдают врачи скорой помощи. После очередного избиения в декабре 2014 года министр здравоохранения Петр Москов заявил об отказе обслуживания скорой помощью цыганских кварталов, указав, что из 225 последних случаев нападения на медиков 174 произошли именно там. Но тут же раздались возмущенные голоса международных правозащитных организаций – нельзя оставлять честных граждан Европейского Союза без медицинской помощи, поэтому все осталось по-прежнему.

Становится уже национальной традицией и оставление детей в больнице после их выздоровления. Бывает, что их забирают лишь через несколько недель и то после вмешательства полиции. С точки зрения цыган забирать их смысла нет — в больнице их кормит государство, да и условия жизни там значительно лучше, чем дома.
С последним трудно не согласиться. Живут болгарские цыгане в отдельных кварталах больших городов – гетто, или в селах, где после массового переселения в города и за границу из болгар остались жить только пенсионеры. Последние вызывают сильную жалость — есть такие села, где нет ни одного дома, который был бы ограблен менее пяти раз.

Но самой страшной тенденцией последних лет стал переход от краж к грабежам. При этом часто цыгане пытают пенсионеров, чтобы узнать, где те прячут свои сбережения. Не проходит и месяца, чтобы не стало известно об очередном замученном до смерти болгарском пенсионере.