Ради фана. Самая отмороженная банда ультрас «Барселоны». За криминал и дикость группировка Boixos Nois получила вечный бан на матчах «блауграны».

Смерть ждет везде. Чтобы внезапно сгинуть, не обязательно шляться ночью в лесу, буянить в самом упоротом притоне, делать неаккуратные политические заявления или ехать на войну. Обеспечить полную безопасность от всех угроз невозможно – кирпич на голову падает даже под землей. Но очень легко гарантировать мгновенную и мучительную смерть, если стоять в джерси «Реала» напротив ребят, у которых флаг с бульдожьей головой на синем фоне.

Испания начала 80-х напоминала Россию середины 90-х: старый режим Франко пал шесть лет назад, началась демократизация за счет экономики, и общественная стабильность ударилась в плинтус. Инфляция достигла 16%, 20% населения мучились безработицей. Уголовники и баскские террористы держали страну в страхе и напряжении – не хочешь умереть, убивай. Как кино в Америке Великой депрессии или гладиаторские бои в Римской империи, двойная порция зрелищ заменила порцию хлеба – футбол спасал от печального бытия. На фоне этих событий в воинственной Каталонии 1981-го и сформировалась банда ультрас Boixos Nois, для которых околофутбол заменил семьи, цели, надежду на счастливое будущее. А любые соперники «Барселоны» и их фанаты превратились в кровных врагов.

В 2016 году группировка отметила 35-летний юбилей, но ее члены уже полтора десятка лет не собирались единой бандой на матчах «Барсы». В 2003 году Жоан Лапорта забанил ультрас со всех матчей каталонцев. Теперь участники формирования приходят на стадион в качестве частных зрителей, но это не мешает им собираться вместе за переделами стадиона и поддерживать дикий имидж.

Изначально в Boixos Nois входили 50 человек – молодые люди с правыми взглядами и левые социалисты. Всех их объединяло одно желание – независимость Каталонии. «Камп Ноу» живо заполнился баннерами и зарядами с требованием отставки авторитарного президента клуба Хосепа Нуньеса. Группировка быстро пополнилась местными скинхедами и ультраправыми идеями. Бритоголовые переняли британские тренды футбольного боления – битье противников гриндерсами по лицу. Полилась кровь.

Президент Нуньес работал с фанатами так тесно, как только мог, лишь бы не раздражать их лишний раз. Клуб предоставлял бесплатные билеты на матчи для Boixos Nois, выделял автобусы, склады для хранения баннеров. Но в 1985-м все испортилось.

Трагедия на «Эйзеле» 1985-го, спровоцированная в том числе футбольными хулиганами, нашла неожиданную поддержку у Boixos Nois. Фанаты вывесили баннеры со словами «Спасибо, «Ливерпуль» и флаг со свастикой. Хосеп Нуньес потерял терпение и выгнал ультрас на третий ярус «Камп Ноу» до тех пор, пока не научатся себя вести. Группировка вынужденно отказалась от провокационных лозунгов и насилия внутри стадиона, и значительно активизировалась вне стен «Камп Ноу». Но президент каталонцев все равно вернул банду из ссылки по потолок, как и обещал.

В группировку, которая изначально представляла из себя политически активную молодежь, стекается все больше маргиналов и людей из андеркласса. В сезоне-1988/89 ультрас снова сорвались в пределах «Камп Ноу»: фанаты закидали зажигалками, бутылками и другим мусором людей на нижних ярусах – в результате люди отправлялись в больницы с повреждениями. Кроме того, полиция неоднократно пресекала распространение неонацистской агитационной литературы участниками банды.

Скоро Boixos Nois перешла от хулиганств к криминалу. В 1991-м пятеро фанатов «Барсы» зарезали французского фаната «Эспаньола». На Франсуа Рукье напали перед матчем «Эспаньола» и «Хихона» неподалеку от стадиона каталонцев. Француз шел с друзьями на матч, когда несколько спортивных ребят подлетели, избили их и пырнули ножом болельщика – тот умер на месте. На следующем матче «Барсы» весь сектор с группировкой заряжал в поддержку убийц. Всех пятерых поймали и осудили через три года. Оказалось, что смертельный налет – это месть. За месяц до убийства фанаты «Эспаньола» так же подкараулили ребят из Boixos Nois, но до заточек в брюхо не додумались. Друзья избитого Серхио Сегарры собрались и отомстили. А потом все вместе поехали в тюрьму на 26 лет.

Чтобы не злить клуб, Boixos Nois тайно создает ячейку головорезов Casual FCB. Название выбрано по двум причинам – английское в честь хулиганов, спровоцировавших трагедию на «Эйзеле», а Casual – повседневный – обозначал стиль одежды. Самые отпетые громилы одевались просто: без клубных цветов и символики. Ячейка работала на выездных матчах – приезжали, вычисляли неприятелей и месили на месте.

К середине 90-х Испания постепенно приходит в себя и ультраправые взгляды становятся атавизмом, а агрессивные фанатские группировки – гадостью, которая пугает людей. Правительство организует комиссию по борьбе с насилием на спортивных мероприятиях – действия Boixos Nois сыграли главную роль в активизации государства, а УЕФА потребовала от «Барселоны» ограничить действия ее фанатов.

Но вместо этого Хосеп Нуньес превратил Boixos Nois в официальную ячейку «Барселоны». Нуньес – один из авторов золотой эры «блауграны»: при нем случились расширение «Камп Ноу» до 106 тысяч, приход Кройфа, запуск музея, 176 трофеев в четырех видах спорта (30 в футболе). Президент добивался поставленных целей и вел клуб к величию, но как хитрый политик не гнушался ничем – при нем фанатские ячейки «Барселоны» выросли с 96 до 1300, ведь Нуньес не стеснялся даже самых мерзких болельщиков. Но при этом босс не любил день зарплаты – до сих пор Хосепа ругают за то, что из-за денежного вопроса он упустил Роналдо, Марадону, Шустера, Стоичкова и Фигу. Особенно Фигу.

Дав Boixos Nois свободу на стадионе и отпустив Луиша в «Реал», Нуньес спровоцировал один из крупнейших футбольных скандалов. Голова свиньи прилетела в Фигу именно от фаната из Boixos Nois. Дальше все пошло под откос. Комиссии и правительство душили группировку законами, а когда Жоан Лапорта возглавил «Барсу», то выгнал «бульдогов» со стадиона навсегда. Но за пределами «Камп Ноу» Boixos Nois остается опасной бандой.

В 2010-м полиция арестовала 15 «бульдогов» – члены группировки переправляли и распространяли наркотики из Колумбии и Марокко. Через год – в 30-летний юбилей банды – копы повязали около десятка хулиганов, организовывавших беспорядки за час до домашнего матча против «Эркулеса» – ультрас кидались петардами в людей и выкрикивали нацистские лозунги. У арестованных нашли наркотики и холодное оружие. В 2013-м полицейские схватили сразу 84 бандита из Boixos Nois перед матчем с «ПСЖ». После проверки у десятка отморозков нашли четыре пистолета, ножи и наркотики. А в 2014-м отморозки пырнули двух фанатов «ПСЖ», причем пострадавшие не были знакомы – фанаты устроили два нападения, атаковав со спины и натянув балаклавы на лица.

Несмотря на запрет Лапорты, фанаты проникают на стадион в частном порядке. Они делятся на небольшие группы с лидерами во главе и выкрикивают заряды на матчах. До сих пор Boixos Nois считается самой безумной и опасной фанатской бандой Испании. Жоан Лапорта лишил группировку привлекательности, но идеи, особенно такие крепкие, как неонацизм, полностью победить невозможно – сегодня число участников Boixos Nois доходит до 800 человек.

Евроспорт