Акция русских националистов

Полит.ру публикует доклад еврейского центра «птица» о русском праворадикальном движении в РФ. Напомним, что 30 декабря 2016 года еврейский центр «птица» была внесена Минюстом в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих на территории РФ функции иностранного агента».

Организационное строительство

К декабрю 2016 года ультраправый политический фланг пришел изрядно переструктурированным. В течение большей части 2016 года националисты пытались найти новые формы существования в условиях изменившейся политической обстановки, неослабевающего давления со стороны правоохранительных органов и все еще сохраняющего актуальность раскола по «украинскому вопросу».

Движения, ранее поддержавшие «Русскую весну» и оказавшиеся ко второй половине 2016 года в серьезном кризисе, к декабрю оргстроительную деятельность в основном либо закончили, либо приостановили. Никакими существенными примерами организационного развития зимой-весной не могли похвастаться такие более или менее заметные игроки, как Русский национальный фронт, Национально-демократическая партия (НДП), Национально-консервативное движение, Русское имперское движение и другие, которые годом или двумя ранее достаточно активно пытались развиваться и выстраивать новые или расширять существующие коалиции и союзы.

Еще хуже оказалась динамика у «Комитета 25 января», с большой помпой созданного в начале 2016 года, а в мае того же года преобразованного в Общерусское национальное движение (ОРНД) Игоря Стрелкова. В январе 2017 года движение покинул глава издания «Спутник и погром» (СиП) Егор Просвирнин. На январском юбилейном собрании движения Е. Просвирнин справедливо указал, что за год Комитет не добился никаких существенных успехов: у него нет средств, нет проектов, нет собственного сайта, и он почти не проводит публичных мероприятий. К неудачам движения можно также добавить и то, что члены К25 с момента основания организации явно не смогли достичь внутренних договоренностей по вопросам идеологии. Например, на том же собрании националистические воззрения Е. Просвирнина вошли в противоречие с левыми взглядами другого основателя К25 – блогера Анатолия Несмияна (Эль-Мюрида). СиП вышел из К25/ОРНД, но вскоре А. Несмиян навлек на себя гнев коллег за публично высказанное предложение пойти на сотрудничество с либеральной оппозицией и также покинул движение. В ответ на обвинения в бездействии сам лидер, И. Стрелков, винил во всем власти: «Меня даже не преследуют, а просто делают так, будто никакого Стрелкова нет». Насколько можно судить, лидеры К25 и ОРНД продолжают дожидаться момента, когда кризис пошатнет действующий в России политический режим и запрос на «третью силу», в качестве которой они себя позиционируют, возникнет сам собой.

Оппоненты «Русской весны» были более активны, хотя за последние годы эти движения из-за своей прокиевской позиции пострадали от давления со стороны правоохранительных органов и оттока активистов больше, чем их продонбасские оппоненты. В 2016 году политические лидеры этого сектора окончательно сделали ставку на сотрудничество с оппозиционными движениями либерального толка, обладавшими большими, чем у националистов, ресурсами. Попытки вписаться в общепротестное движение, предпринятые ультраправыми в 2015 и первой половине 2016 года, носили несколько хаотичный и эпизодический характер, хотя так или иначе в этот процесс было вовлечены многие. Ситуация изменилась после того, как на федеральной политической сцене появился саратовский блогер правопопулистского толка Вячеслав Мальцев, выдвигавшийся, напомним, в Государственную Думу по федеральному списку партии «Парнас». В рамках предвыборной кампании контакты между националистами, поддержавшими В. Мальцева, и либеральными и гражданскими активистами приобрели более системный характер, что впоследствии привело к появлению нескольких организационных новаций на националистическом политическом фланге. Речь идет о движении «Артподготовка» самого В. Мальцева, объединившем его последователей, зачастую – ранее не политизированных, о движении «Новая оппозиция», созданном членами предвыборного штаба В. Мальцева – Марком Гальпериным, Иваном Белецким и др., а также о Партии националистов, формированием которой занялись ультраправые из «Новой оппозиции» – тот же И. Белецкий, Юрий Горский, Денис Романов-Русский и другие.