Нацисты-блэк-металлисты должны умереть? Малая апология группы Marduk.
Исследователь скандинавского неонацизма Эдуард Лукоянов — о том, почему борцам с “неонацистами” на музыкальной сцене стоит заняться чем-нибудь другим.
С фашизмом бороться легко и приятно. Особенно — с воображаемым. Это знает всякий антифашиствующий молодчик, решивший бросить вызов таким ужасным химерам, как Laibach, Death In June или Grey Wolves. Дуглас Пирс не засадит перо под ребро, Милан Фрас не выстрелит в лицо из травмата, а Тревор Ворд и Дейв Педбери лишь пожмут плечами в ответ на предложение пояснить за шмот.
Шведский ансамбль Marduk возник, если нам не изменяет память, в 1991 году. Ребята решили не церемониться с публикой и сразу заявили о себе с предельно отмороженной стороны, выпустив демо Fuck Me Jesus. На обложке красовалась юная девушка, творящая непотребство с распятием.
Даже в атеистической Швеции жест не оценили, немногочисленные смиренные лютеране возмутились. Но, поскольку мы живем в цивилизованном обществе, участников записи не сожгли на костре, а предали иной казни — запретили распространять пластинку в магазинах. И это логично: возведя деньги в культ, заместивший веру в Бога, нынешние “христиане” думают, что так воздают по заслугам тем, кто решился осквернить их самозванные “святыни”.
Само собой, ансамбль Marduk ничуть не расстроился. Блэк-металлисты живут в этом мире не ради денег и уж точно не ради того, чтобы их альбомы покоряли вершины Billboard-100.
К счастью, коллектив не стал зацикливаться на антихристианском эпатаже, переворачивании крестов и прочей дури для детей из неблагополучных кварталов Стокгольма. Записав еще несколько альбомов, посвященных Дракуле и Елизавете Батори, Marduk плюнули на вампирскую эстетику и приступили к делу. А именно к сочинению песен о национал-социализме в тех краях, где даже уличная мышь отгрызет тебе за это голову.
Но, как справедливо заметил участник одной блэк-металлической группы с Сахалина, песни Marduk вовсе не о нацизме. Это музыка о преодолении себя перед лицом неотвратимого рока. На самом деле лирика Marduk заходит дальше привычных для сцены трансгрессии ради трансгрессии и провокации ради провокации. Это глубокая философия, ставящая группу в один ряд с такими представителями экзистенциального блэка, как Mgla, Blaze Of Perdition или Brenoritvrezorkre.
Рассмотрим композицию Afrika (“Африка”) с альбома 2015 года Frontschwein (“Фронтовая свинья”, прозвище генерала Вальтера Моделя, отличавшегося крайней, даже по нацистским меркам, жестокостью к гражданскому населению, видео — заглавная композиция публикации).
Песня посвящена Африканскому экспедиционному корпусу Третьего рейха. Как известно, судьба этого формирования сложилась крайне плачевно. Его бойцы практически все погибли или сдались в плен из-за непригодности тяжелой техники в условиях пустыни. Несмотря на это, композиция исполнена мажорной героики, мелодия будто ведет героев к торжественной смерти:
Триполи, Бенгази — самолеты неустанно бомбят,
Оглушительные взрывы держат темп,
Тобрук захвачен и выкрашен красным, впереди Эль-Аламейн,
Танки продвигаются в Африку!
Песок и воздух пахнут убийственным весельем,
Запах пальм и бензина,
Ни шагу назад, только разгром. Африка!
В совокупности с совершенно безумным и мгновенно цепляющимся риффом, кенгуриными бластбитами и зверским вокалом Мортууса — “Африка” производит впечатление идеальной композиции, которая должна круглые сутки звучать на южном побережье Италии. Неудивительно, что композиция вызывает довольно нервную реакцию у жителей Магриба.
“They must have read many history books”, — пишет пользователь YouTube под ником Muhammad Falah.
В переводе на русский это означает: “Читайте историю”. Обычно так отвечают недалекие люди, когда иссякает скудный запас их аргументов. “Читайте историю! Не путайте фашизм с национал-социализмом!”
Другую интересующую нас композицию находим на том же альбоме. Это Blond Beast (“Белокурый зверь”), посвященная Рейнхарду Гейдриху. Протектор оккупированных Богемии и Моравии не раз становился героем сочинений Marduk. Это был безжалостный офицер и идеолог “окончательного решения еврейского вопроса”. Пражский палач так всех достал, что его попросту взорвали участники антифашистского подполья.
Нежное прикосновение скрипичных струн,
Вороны смерти и тлена поют: “Белокурый зверь”.
Даже Адольф Гитлер считал Гейдриха опасным персонажем. Ведь за маской обаятельного бюргера, любящего музицировать на досуге, пряталось настоящее чудовище. И именно он стал идеологом событий, воспетых в еще одной композиции из корпуса “национал-социалистических” произведений Marduk.
Речь, разумеется, о “Ночи длинных ножей” (Night of the Long Knives) с альбома “Похороны мира” (World Funeral).
Нацистский термидор, вошедший в историю как Ночь длинных ножей, стал смертным приговором, который Гитлер и НСДАП вынесли себе сами. Уничтожив элиту СА, реакционная коалиция фюрера окончательно установила режим, в котором нация оказалась тождественна облику вождя.
Но было бы упрощением сводить песню “Ночь длинных ножей” к пересказу всем известной истории о расправе над Эрнстом Ремом и штурмовиками.
Ночь, в которую я убью тебя,
Заколю твое бездыханное тело,
Наша ночь длинных ножей.
Ночь твоей смерти.
Я разрываю твою голову пополам.
Наша ночь длинных ножей.
Твое время вышло.
Разумеется, все это никак не укладывается в принятые современным обществом конвенции. Хотя, возможно, в мрачной и зловещей шумерской цивилизации, к которой отсылает название Marduk, шведы стали бы придворными поэтами, певшими во время человеческих жертвоприношений.
Но все это детские шалости по сравнению с сольным творчеством основателя и лидера группы, гитариста Моргана Злыдоты (Evil) Хаканссона. Его проект Abruptum не понимают и не принимают даже самые упорные фанаты Marduk. Под этой вывеской Злыдота выпускает самые настоящие репортажи из ада. Лишенные какой-либо логики композиции представляют собой шорохи и шуршания, которые в случайных местах разрываются белым шумом.
Местами сольники Злыдоты напоминают легендарный звуковой репортаж Джона Вотерманна “Газовая камера Калькутты” (Calcutta Gas Chamber). Художник отправился в Индию, чтобы записать звуки реальной газовой камеры, которая использовалась для борьбы с перенаселением в этой древней и мудрой стране. Злыдота заходит еще дальше, отправляя слушателя в изощренные пыточные комнаты своего воображения. Тот случай, когда вымысел оказывается страшнее реальности. True evil.
Весной этого года вокруг Marduk вновь искусственно разожгли скандал. Музыкантов обвинили в том, что они якобы купили 100 стикеров с символикой неонацистской организации “Северное движение сопротивления”. В качестве доказательства пресса заявляла, что онлайн-магазин СДС получил заказ из швейцарского города, в котором было запланировано выступление Marduk.
Похоже, ансамблю надоело оправдываться, и его участники решили и впрямь стать наци. Последний на данный момент альбом под названием Viktoria (“Победа”) вышел 22 июня. Смеем предположить, что дата выбрана не случайно.