«Вроде бы, не цирк»: как Петра Милосердова приговорили к 2,5 годам колонии.
Нагатинский районный суд Москвы приговорил политтехнолога Петра Милосердова к 2,5 годам колонии общего режима и 320 часам обязательных работ. «МБХ медиа» рассказывает, как прошло заседание по оглашению приговора.
Заседание задерживалось на час с небольшим. В коридоре у зала собралась группа поддержки Петра Милосердова — восемь человек. Судебный пристав сделал замечание одному из присутствующих за внешний вид:
— В суд нельзя в шортах. В театр вы же, наверное, выберете одежду поприличнее? Это же не цирк.
— Знаете, вроде бы, не цирк, но…
— Давайте не будем пререкаться!
Вскоре доставили подсудимого Петра Милосердова. Его вели в наручниках. На оглашение приговора он пришел в черном пиджаке, серой футболке и поношенных джинсах. Выглядел Петр довольно мрачно, но иногда все же улыбался, приветливо поздоровался со своими знакомыми.
На этом заседании приставов было тоже больше обычного: не два и засыпающий дружинник, а целых пять зорких пар глаз по разным углам и непосредственно у «клетки». Чтобы все слушатели расположились в не очень вместительном зале Нагатинского суда, приставы принесли дополнительную скамейку.
Судья Лариса Крутовская постановила закрыть по сроку давности уголовное дело в части обвинения по соучастию (в изготовлении поддельного паспорта) — часть 5 статьи 33 УК РФ. Но оставила две остальные статьи: создание экстремистского сообщества (часть 1 статьи 282.1 УК РФ) и подделка паспорта (часть 3 статьи 327 УК РФ).
Петра Милосердова обвиняли в создании экстремистского сообщества с целью «свержения политического режима» Республики Казахстан. Дело Милосердова во многом основывается на деле националиста Александра Поткина, которого приговорили так же по 282.1. Как утверждал сам политтехнолог, в 2012 году он по заказу Поткина ездил в Казахстан, где провел социологическое исследование — соцопрос среди местных оппозиционеров. Как в своих показаниях объяснял Поткин, это исследование нужно было, чтобы понять, готова ли оппозиция объединиться в коалицию. Как рассказывал Милосердов, в июне 2015 года следователи вызвали его на допрос в качестве свидетеля по делу Поткина и предложили сделку: оговорить националиста и остаться свидетелем либо стать вторым подозреваемым за отказ в сотрудничестве. Милосердов отказался, и уже 23 января 2018 года его задержали как подозреваемого в создании экстремистского сообщества, а 25 января арестовали. С тех пор он находился под стражей в СИЗО. За эти полтора года у него умер отец и ухудшилось здоровье.
Примерно полтора часа судья зачитывала доказательства вины подсудимого: показания Тулетдинова, гражданина Казахстана, который, как настаивает сторона защиты, излагал только свои домыслы о том, что прочитал в СМИ, опять же в основном по делу Поткина; показания свидетеля Сизова, казахстанского оппозиционера; протоколы опознания Поткина и Рашидского, об опознании Милосердова речи не шло. По результатам экспертиз двух доказательств плана по «смене государственной власти» Казахстана «с помощью массовых беспорядков» — проект «Злой казах» и документ «Ориентировочный план мероприятий по подготовке акций 16 декабря» (это день независимости республики) — Милосердова «нельзя исключать из круга лиц», кто мог бы написать эти документы. В них эксперты выявили признаки цели свергнуть государственную власть и возбуждения межнациональной вражды — между казахами и русскими. С помощью этих документов, по версии судебного следствия, Поткин планировал спровоцировать демонстрантов на «противоправные действия в отношении представителей власти», он же взял на себя подготовку русских, а Милосердов якобы был его помощником, который прощупывал почву — рекрутировал и обучал оппозиционеров из Казахстана, как устроить «цветную революцию». Одно из доказательств участия Милосердова — его записная книжка, в которой обнаружили рукописные записи с именами оппозиционеров и адресам их электронных почт. Как утверждает сам Милосердов, это записи, которые он делал по ходу социологического исследования в Казахстане.
«Из всей совокупности доказательств следует, что Милосердов активно сотрудничал с Поткиным по вопросу Казахстана, в действительности являлся организатором и руководителем экстремистского сообщества, участвовал в разработке текстов, реализовывал с Поткиным разработанные планы, является активным участником общественных организаций определенного толка», — сказала судья Крутовская.
Пока судья зачитывала обвинительный приговор, прокурор листал бумаги, возможно, позицию гособвинения, секретарь в это время сшивала дело белыми нитками.
Что касается паспорта, основные доказательства вины — показания полицейских, которые задерживали Милосердова ночью 23 января 2015 года возле его дома, и результаты экспертизы, которая признала, что паспорт поддельный. При задержании политтехнолог якобы отрицал, что он Милосердов, и в доказательство показал правоохранителям поддельный паспорт на имя Серменского Сергея Николаевича, чтобы «избежать уголовного наказания», то есть «в целях конспирации». Но сотрудники узнали в нем на тот момент разыскиваемого Милосердова (о чем сам Милосердов не знал и спокойно, по словам защиты, совершал банковские операции и заключал договоры) и задержали при поддержке сотрудников СОБРа и с использованием спецсредств.
«Позиция защиты о том, что деятельность Милосердова заключалась в проведении социологического исследования, не принимается, так как это оценка и к конкретным обстоятельствам уголовного дела не относится», — посчитала судья.
Основной довод защиты в пользу невиновности политтехнолога заключается в том, что, даже если Милосердов и организовал некое экстремистское сообщество по свержению власти в Казахстане, его нельзя наказывать по российским законам, которые защищают интересы Российской Федерации, а не Республики Казахстан. Также, согласно официальному ответу на запрос адвокатов Милосердова, Генпрокуратура республики не обращалась к российским коллегам за преследованием и экстрадицией политтехнолога.
Судья Лариса Крутовская в приговоре возразила: инкриминируемые преступления Милосердов совершил не только на территории Казахстана, но и России, и к тому же был задержан на территории Российской Федерации.
«Уголовный кодекс Российской Федерации действует во взаимосвязи с международными обязательствами, в соответствии с которыми экстремизм вне зависимости от его мотивов не может быть оправдан ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом, — говорит судья. — Доводы защиты о том, что предъявленные по статье 282.1 УК РФ обвинения затрагивают интересы исключительно Казахстана и Милосердов не должен нести какую-либо ответственность в рамках закона Российской Федерации, не состоятельны. Таким образом в совокупности представленных суду доказательств суд считает вину подсудимого полностью доказанной».
Государственное обвинение запрашивало для Милосердова три года колонии общего режима и два года ограничения свободы с лишением права участвовать в общественно-политических организациях на срок в шесть лет. Суд учел, что Милосердов ранее не судим, на учете не состоит, на иждивении у него несовершеннолетние дети и родственник-пенсионер, страдающий от заболевания, а также состояние здоровья самого Милосердова. Судья Лариса Крутовская приговорила политтехнолога к 2,5 годам колонии общего режима с лишением права руководить и участвовать в общественных организациях на четыре года с ограничением свободы на два года по части 1 статьи 282.1 УК РФ. Также суд приговорил Милосердова к 320 часам обязательных работ по части 3 статьи 327 УК РФ. Срок наказания считать с 29 мая 2019 с учетом фактического задержания и содержания под стражей 23 января 2018 из расчета один за полтора.
Как позже пояснил «МБХ медиа» адвокат Милосердова Алексей Чернышев, таким образом его подзащитному остается отбывать наказание в течение примерно четырех месяцев, то есть до конца сентября 2019 года.
«На мой взгляд, приговор незаконный и необоснованный. В ЕСПЧ уже зарегистрирована жалоба на арест. Приговор будет добавлен к этой жалобе», — добавил адвокат.
Друзья провожали Петра Милосердова с криком «Ничего, Петь! В сентябре уже выйдешь!».