Алексей Трифонов, Коля Монобровь Чернавский, кто там ещё?
Спустя девять лет по факту пыток в нижегородском Центре «Э» возбуждено уголовное дело. Срок давности по пыткам в ЦПЭ — только 10 лет, а за картинку ВКудахте могут и через 20 лет осудить. Россиянское правосудие как оно есть.
В Нижнем Новгороде возбуждено уголовное дело о пытках Никиты Данишкина в нижегородском центре по противодействию экстремизму в 2010 году. Юристы Комитета против пыток, представляющие интересы потерпевшего, опасаются, что виновные могут уйти от ответственности из-за неэффективного исполнения российскими властями решения Европейского суда, установившего еще в мае 2017 года факт пыток Данишкина.
Напомним, Никита Данишкин обратился в нижегородское отделение Комитета против пыток за юридической помощью 1 февраля 2011 года. Как сообщил заявитель, он был задержан в снимаемой им квартире 25 декабря 2010 года сотрудниками Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Нижегородской области (далее – ЦПЭ) и доставлен ими в отдел. Там, по словам Никиты, его несколько часов пытали (в том числе, связывали буксировочным тросом в «турецкой позе» и бросали об пол), заставляя признаться в подготовке террористического акта и распространении информации, порочащей честь и достоинство сотрудников Центра «Э». Никита подчеркнул, что в его истязании принимал участие начальник ЦПЭ.
По словам Данишкина, милиционерам не удалось добиться от него признательных показаний, и они доставили его в изолятор временного содержания, однако дежурный, увидев имеющиеся у Никиты многочисленные телесные повреждения, направил его для медицинского освидетельствования в больницу № 40. При осмотре врачи диагностировали у Данишкина ушибы и кровоподтеки лица.
Также повреждения были зафиксированы у молодого человека и 27 декабря 2010 года, когда он поступил в следственный изолятор: «кровоподтек боковой области живота справа красно-бурого цвета, подмышечной области слева желто-зеленого цвета, множественные кровоподтеки лица и шеи фиолетового цвета».
В связи с избиением Данишкин обратился с сообщением о преступлении в Следственный комитет. Однако уголовное дело так и не было возбуждено, а доследственная проверка, в ходе которой следователь Алексей Новиков пять раз незаконно выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и которая продолжалась более полутора лет, завершилась 5 августа 2013 года в Нижегородском областном суде, который признал-таки шестое «отказное» постановление следователя законным.
15 июня 2011 года Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода признал Никиту Данишкина виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконное хранение, перевозка взрывных веществ и взрывчатых устройств»), и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком три года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Исчерпав все средства по восстановлению прав заявителя на национальном уровне, 5 февраля 2014 года юристы Комитета против пыток направили жалобу в Европейский суд по правам человека. 7 апреля 2015 года она была коммуницирована. После этого доследственная проверка по жалобе Никиты Данишкина была возобновлена, а материал передан следователю первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Нижегородской области Александру Бусарову. Однако уголовное дело в итоге так и не было возбуждено.
2 мая 2017 года Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобе, поданной в интересах Данишкина. Страсбургские судьи единогласно установили, что:
– имело место нарушение статьи 3 Конвенции в материальной части (заявитель был подвергнут пыткам),
– имело место нарушение статьи 3 Конвенции в связи с отсутствием эффективного расследования утверждений заявителя о пытках сотрудниками милиции,
В связи с этим Никите Данишкину присудили двадцать тысяч евро в качестве компенсации морального вреда.
21 ноября 2018 года Президиум Верховного суда России постановил возобновить производство по жалобе Никиты Данишкина на пытки. Тем самым следователи были обязаны возобновить работу и провести эффективное расследование по заявлению Данишкина.
Поскольку спустя более полутора лет после решения Европейского суда уголовное дело по этим событиям так и не было возбуждено, 21 января 2019 года юристы Комитета против пыток обратились в Комитет министров Совета Европы с просьбой задать вопросы представителям Министерства иностранных дел России, связанные с исполнением решения Европейского суда по жалобе Никиты Данишкина.
Однако уже 9 февраля следователь Бусаров вынес десятое «отказное» постановление, которое правозащитники обжаловали на личном приеме у заместителя руководителя регионального следственного управления Дмитрия Канонерова.
Сегодня юристы Комитета против пыток получили уведомление о том, что 7 ноября по факту пыток Данишкина было возбуждено уголовное дело, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия»).
«Сам факт возбуждения уголовного дела, безусловно, значимый и положительный результат. Хотя, боюсь, уже запоздалый, поскольку до истечения сроков привлечения к уголовной ответственности остался год, и виновные с большой долей вероятности могут уйти от ответственности, – говорит юрист Комитета против пыток Юлия Баландина. – Тем не менее, мы надеемся, что новый следователь по делу Светлана Самарина профессионально и оперативно выполнит свою работу, установит обвиняемых и передаст дело в суд».