Русские военнопленные

Несколько человек настойчиво просили поделиться советами, что делать гражданину, если ему шьют уголовку за политику, как вести себя на допросе, в тюрьме, этапе, в лагере. Чувствуется, что для многих вопрос весьма актуален. Я не являюсь большим экспертом по ГУЛАГу, поскольку почти весь срок провел, как говорят зеки, «под крышей»: в СИЗО и пересылках на спецблоках, в лагере – в ШИЗО и ПКТ, чаще всего, в одиночках. При этом в сети просто море информации из-за забора о ныне отбывающих срока узниках совести. В книжном магазине без проблем можно найти и энциклопедию тюремной жизни, и словарь блатного жаргона со справочником воровских татух. Опять же, поскольку информации очень много, несведущему человеку трудно выделить главное, обратить внимание на действительно важные ммоенты. Постараюсь выделить в своем повествовании именно это.

1.СПЕЦОПЕРАЦИЯ. Если вы попали в поле зрения борцов с экстремизмом-терроризмом, и вам шьют дело, то узнаете об этом вы в самую последнюю очередь. Обычно это бывает так: в шесть утра вы просыпаетесь от настойчивых звонков в дверь, за которой находится возмущенный сосед снизу (с вероятностью в 99% никто понятия не имеет о жильцах на соседнем этаже), вопящий, что его заливают сверху. Вы бежите в ванную и видите, что никакого потопа нет, о чем ему и сообщаете, однако он голосит, что с потолка льется рекой и предлагает лично убедиться в этом.

Вы, будучи уверенным, что обвинение напрасное, смело открываете дверь, и через секунду оказываетесь на полу с заломленными руками, а в квартиру вламывается десяток мусоров – следаки, опера и несколько автоматчиков в масках и бронежилетах. Ощущение нереальности происходящего еще долго не покинет вас. Но такова Раша, ребята. Далее обыск, изъятие всей компьютерно-телефонной техники, подброс детонатора или пары патронов (по необходимости), и вы покидаете родной дом в наручниках на энное количество лет.

Второй вариант: вас ждут у подъезда двое крепких молодцев в штатском. Из дому-то все выходят – в магазин, на работу, с ребенком погулять и т.д. Вас хватают и везут в отдел. Или хватают, вынимают из кармана ключи от дома и далее по описанной выше схеме. В протоколе зафиксируют, что вы добровольно впустили следственно-оперативную группу и согласились приехать в мусарню, получив от сотрудников повестку с приглашением «на беседу». Понятно, что никто мнение «клиента» при этом не спрашивает.

Как ни готовься мысленно к такому повороту судьбы, он все равно случается неожиданно. Вполне естественно, что вы находитесь в состоянии шока и слабо отражаете смысл происходящего. Собственно, цель мусоров и заключается в том, чтобы ввергнуть вас в это состояние и быстро «отработать», пока клиент не пришел в себя. Совет могу дать только один: не давать никаких показаний и вообще, желательно, не открывать рта. Дело в том, что часто в таких случаях ведется оперативная видеосъемка и сказанная в сердцах фраза «чтоб вы сдохли, гестаповцы е..ные!» потянет еще на пару статей УК – тут и оскорбление должностных лиц при исполнении, и угроза убийством. Единственное, что следует отвечать на любой вопрос: «Требую мое авокадо!»

Кстати, об этом волшебном фрукте. Вряд ли вы настолько состоятельный гражданин, что имеете семейного адвоката или пользуетесь в повседневной жизни услугами юридической фирмы. Соответственно, защитника у вас нет. Следователь, мило улыбаясь, скажет, что это не проблема, адвоката по назначению для следственных действий он предоставит совершенно бесплатно. Следует решительно отказаться! Дело в том, что навязать защитника вам не могут, а любые показания, данные без адвоката, если в дальнейшем обвиняемый от них отказывается, не могут быть использованы в качестве доказательства его вины.

«Подментованный» адвокат скорее всего станет помогать операм вас колоть. Шепнет, что договорился со следователем: признаешь вину – идешь на подписку о невыезде. Уйдешь в отрицалово – поедешь в СИЗО. Поэтому никаких дел с адвокатами по назначению иметь нельзя. Это железное правило. Следователь будет давить: мол, или бери адвоката, какого дают, либо отказывайся от защитника вообще. Ни в коем случае не ведитесь! Ссылайтесь на Конституцию, согласно которой каждый имеет право на защитника. Но при этом защитник не может быть навязан. Мол, этого Васю я первый раз в жизни вижу, я ему не доверяю. Требую предоставить мне возможность выйти на связь со своим адвокатом, фамилию не помню, зовут Иван Иванович, это дядя жены (сосед мамы, друг детства папы). Требую предоставить мне право позвонить (жене, маме, папе) – они напомнят телефон защитника.

Мусора будут говорить, что, дескать, сами позвонят, скажи, какой номер набрать. Не ведитесь ни в коем случае, требуйте телефонную трубку в руку. Далее звоните родственникам, объясняете положуху и просите найти адвоката по соглашению. Пока он не прибудет, от участия в любых следственных действиях воздерживайтесь. Конечно, менты категорически станут отказываться давать вам позвонить. Это незаконно, но они знают: золотое время для «отработки» клиента – первые два часа после задержания. 90% признательных показаний даются в этот период, пока задержанный один, раздавлен и запуган.

Что я делал в таком случае: просил оставить меня наедине с адвокатом по назначению, дабы обсудить детали наших с ним отношений, прежде чем поставлю подпись под согласием об участии защитника в моем деле. Отказать не имеют права. У ментовского адвоката я просил телефон и звонил, куда надо. После этого заявлял следователю, что от услуг предоставленного защитника отказываюсь. Если адвокат начинает блеять, что телефона нет, сдал на вахте и т.д. – значит это фуфло. Требуйте, чтоб он добился реализации вашего права на телефонный звонок ДО НАЧАЛА следственных действий, иначе никаких отношений с ним у вас не будет. Если он этого не сделает, с ним все окончательно ясно. Отказывайтесь от его услуг и добивайтесь права на звонок. Мены вынуждены будут согласиться.