Раскрыты личности тех, кто отдавал приказы убивать в Славянске в 2014 году.

Расследование Радио Свобода называет по именам и показывает лица поддерживаемых Россией сепаратистов, которые устраивали внесудебные расстрелы украинцев в начале кровопролитной войны в Донбассе. Один из них оказался близок к советнику Путина.

Кристофер Миллер. Над материалом также работали Сергей Добрынин и Марк Крутов.

славянск, украина 17 июня 2014 поддерживаемые Россией сепаратисты пришли за Алексеем Пичко. Он не был связан с украинскими военными: его подозревали в том, что за три дня до этого он залез в дом соседа на окраине Славянска и украл две рубашки и пару брюк.

30-летнего Пичко отвезли в мрачное двухэтажное здание, окруженное вооруженной охраной и баррикадами. Там его допросили, заставили написать явку с повинной и приговорили к расстрелу. Позже его тело выбросили на поле боя; об этом рассказали его родные и близкие, которые пытались узнать, куда его увезли.

Но он был не единственным в Славянске, кого постигла такая судьба.

Тремя неделями ранее, 25 мая, двое украинцев, воевавших на стороне сепаратистов, 32-летний Дмитрий Славов и 25-летний Николай Лукьянов, были арестованы своими же товарищами по оружию по обвинению в мародерстве, вооруженном ограблении, похищении человека, оставлении военных позиций и попытке воспрепятствовать расследованию. Их допросили, а потом расстреляли, как сообщают их родственники и знакомые, а также двое жителей Славянска, осведомленные о ходе этих «судов» и расстрелов.


Согласно документам, судьба всех этих троих человек решалась на так называемых «военно-полевых трибуналах», созданных Игорем Гиркиным, бывшим офицером ФСБ, на тот момент более известным как Игорь Стрелков. Юридической базой стал драконовский закон, придуманный Иосифом Сталиным и принятый вскоре после вторжения Германии в Советский Союз в ходе Второй мировой войны. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, на который ссылался Гиркин, предусматривал смертную казнь – Украина отменила ее в 2000 году, в России на нее с 1996 года действует мораторий. К смертной казни приговаривали за преступления, которые Гиркин называл «тяжкими», при этом под ними понимались и мелкая кража, и убийство.

Расследование Радио Свобода установило личности и подробности биографии семерых из девяти человек, участвовавших в «военно-полевых трибуналах» в Славянске.

Вместе с Гиркиным в этих «военно-полевых трибуналах», приговоривших к смертной казни» Пичко, Славова и Лукьянова, участвовали еще как минимум девять человек. При этом они получили куда меньше внимания СМИ, чем Гиркин – он один из четырех людей, которых прокуратура Нидерландов обвинила в причастности к убийству 298 человек, погибших в результате крушения рейса MH17 компании Malaysian Airlines после ракетной атаки над территорией Донецкой области Украины 17 июля 2014 года. Некоторые участники «трибуналов» оставались не идентифицированными, а их роль – неясной.

Так было до сих пор.

На основании документов, найденных в кабинете Гиркина в здании СБУ в Славянске, расследований по открытым источниками и бесед с десятками предполагаемых жертв пыток, а также со свидетелями и родственниками погибших, журналисты Радио Свобода установили личности семерых из девяти участников «военно-полевых трибуналов».

Кроме того, журналисты Радио Свобода обнаружили, что один из соратников Гиркина связан с Владиславом Сурковым, который во время казней был одним из ближайших помощников президента России Владимира Путина и архитектором политики Кремля в Украине. Другой участник «трибуналов» был одним из командующих силами пророссийских сепаратистов в Донецке. Большинство из них, по имеющимся данным, получили российские паспорта и убежище в России или живут в районах Украины, контролируемых поддерживаемыми Россией силами, то есть фактически недосягаемы для украинских и международных правоохранительных органов.

Многие из них женаты и вернулись к более или менее нормальной жизни: руководят бизнесом, вывешивают в соцсетях фотографии с семьей, рассказывают об отпуске в России, в аннексированном Россией Крыму или в районах Донбасса, которые до сих пор не подконтрольны украинской армии. На некоторых фотографиях они обнимают своих детей и внуков, которые родились уже после расстрелов.

О том, что Гиркин управлял Славянском «железным кулаком», сообщалось и ранее – да и сам он признавал, что приказал расстрелять Пичко, Лукьянова и Славова, а также еще не менее трех человек. В последний раз о расстрелах на востоке Украины он высказывался в мае, заявив в скандальном интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону, что одну из шести казней он исполнил собственноручно.

«Смертная казнь за мелкое преступление едва ли может соответствовать требованиями честного суда. В данном деле содержатся признаки военного преступления».

Полученная Радио Свобода информация о причастных к казням пополняет длинный список свидетельств того, что эксперты считают военными преступлениями России и сепаратистов, которых она поддерживает личным составом, оружием, деньгами и своим политическим курсом. Украина тем временем пытается добиться справедливости в собственных судах, а также с помощью исков против России, поданных в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и Международный уголовный суд (МУС).

Варвара Пахоменко, глава украинской миссии правозащитной организации «Женевский призыв», которая занимается защитой прав гражданского населения во время вооруженных конфликтов, изучила документы из Славянска. Говоря в целом о внесудебных расстрелах в зоне боевых действий, он отметила в беседе с Радио Свобода, что «смертная казнь допустима лишь в исключительных случаях и лишь за очень серьезные преступления при условии проведения честного и независимого суда».

«В противном случае речь может идти о военных преступлениях», – заявила Пахоменко.

Уэйн Джордаш, ведущий эксперт по международному праву в области защиты прав человека, отмечает, что в протоколе «суда» над Пичко не содержится «ключевых фактов», которые позволили бы яснее понять суть дела, однако приговор кажется «непропорциональным совершенному преступлению».

«Смертная казнь за мелкое преступление едва ли может соответствовать требованиями честного суда, – говорит Джордаш, управляющий партнер юридической компании Global Rights Compliance. – В данном деле содержатся признаки военного преступления».

Что говорят документы

Десятки документов, с которых началось это расследование, были найдены журналистами в штабе Гиркина в Славянске 7 июля 2014 года, через два дня после того, как он отступил в Донецк с поддерживаемыми Россией сепаратистами в результате двухнедельной артиллерийской операции украинской армии.

Документы были найдены на столах, за которыми Гиркин со своими подчиненными планировали военные действия, на полу, по которому тащили многочисленных пленников, арестованных по подложным обвинениям вроде «шпионажа в пользу Киева», в том числе гражданских лиц и журналистов. Бумаги были разбросаны по кабинетам, в которых люди Гиркина без особых разбирательств выносили приговоры неугодным.

Помимо расследования Радио Свобода впервые публикует все обнаруженные документы, чтобы их могли изучить журналисты, исследователи и правоохранительные органы, которые ищут ответы на вопросы о войне, унесшей более 13 000 жизней и не прекращающейся уже семь лет без явной перспективы мира. Некоторые ключевые документы переведены на английский и украинский.

Среди этих документов – полные протоколы «военно-полевых» трибуналов, приговоривших к расстрелу Пичко и Лукьянова со Славовым.

Слева – приказ о казни Алексея Пичко, подписанный Игорем Гиркиным, командующим поддерживаемыми Москвой сепаратистами, захватившими Славянск. Справа – подписанный Гиркиным приказ о казни Дмитрия Славова и Николая Лукьянова.

В качестве юридической базы казней Гиркин ссылается на указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, вводящий в стране военное положение.
2 В приказах говорится, что приговор приведен в исполнение.
3 Гиркин предупреждает, что «тяжкие преступления, совершенные в зоне военных действий, и далее будут караться решительно и беспощадно».
4 Гиркин подписывает приказ о расстреле, используя позывной «Стрелков».
Среди обнаруженных документов – дело в отношении украинца, которому посчастливилось избежать расстрела. С него были сняты обвинения в измене за то, что он с помощью фонарика якобы корректировал огонь украинских вооруженных сил по позициям сепаратистов.