После капитуляции гитлеровской Германии в мае 1945 года Норвегия освободилась от оккупации. Вскоре наиболее активно сотрудничавшие с нацистами норвежские коллаборационисты были привлечены к уголовной ответственности. В их числе оказался лауреат Нобелевской премии по литературе Кнут Гамсун.

Член партии без партбилета

В Норвегии в период между двумя мировыми войнами существовало множество политических партий, в том числе несколько партий нацистского толка.

Самая известная из них — ультраправая партия «Национальное единение» (Nasjonal Samling, NS) — была создана бывшим министром обороны Норвегии Видкуном Квислингом в 1933 году. NS пользовалась очень низкой поддержкой населения. Лучший результат партии на довоенных парламентских и муниципальных выборах — 2,2%. В парламенте не было ни одного депутата от NS. Из почти 15 тыс. представителей в местных органах власти, избранных в 1937 году, членами этой партии было только 7. Во время парламентских выборов 1936-го в коммуне Эйде, где жил Гамсун с семьей, за NS был подан один голос. Это был голос Марии Гамсун, жены писателя. Власти страны запрещали марши и митинги «Национального единства», а те мероприятия, которые не были запрещены, часто заканчивались драками с коммунистами и социалистами.

Руководство партии поддерживало тесный контакт с Германией. Немцы финансировали NS. 14 декабря 1939 года Квислинг встречался с Гитлером в Берлине, в марте 1940-го — с офицерами немецкой разведки в Копенгагене. А в день вторжения немецкой армии в Норвегию, 9 апреля 1940 года, Квислинг в сопровождении немецких военных пришел в здание Норвежской вещательной корпорации в Осло. В радиообращении он провозгласил себя премьер-министром и объявил новый состав правительства, а также призвал жителей страны прекратить сопротивление, так как немецкая оккупация спасет Норвегию от англо-французского вторжения.

Правительство Видкуна Квислинга в течение суток было признано Гитлером, но не было признано королем Норвегии Хоконом VII, покинувшим страну. После этого Германия отказалась от поддержки Квислинга с его правительством.

Нацисты создали собственную систему органов власти. 19 апреля 1940 года рейхскомиссаром оккупированной Норвегии был назначен обегруппенфюрер СА Йозеф Тербовен. А Видкун Квислинг лишь 1 февраля 1942 года был назначен министром-президентом марионеточного Национального правительства. Он пробыл на этом посту до 9 мая 1945 года.

В годы оккупации «Национальное единение» осталось единственной разрешенной в Норвегии партией. Если до нацистского вторжения в ней состояло несколько сот человек, то уже в декабре 1940-го численность партии выросла до 22 тыс. человек, а в ноябре 1943-го достигла максимума — 43,4 тыс. человек (в ней состоял примерно каждый 60-й взрослый норвежец).

Жертвы Норвегии во время Второй Мировой войны
Во время боевых действий или в заключении погибли 10 262 норвежца. В период гитлеровской оккупации были арестованы около 50 тыс. жителей страны, в том числе около 9 тыс. были отправлены в концентрационные лагеря за пределами Норвегии. Около 50 тыс. человек бежали из страны. Население Норвегии в 1940-е годы составляло около 3 млн человек.

В картотеке партии «Национальное единение» Кнут Гамсун был зарегистрирован 22 декабря 1940 года под номером 260 000. Сам писатель впоследствии утверждал, что никогда не подавал заявления о вступлении в NS, но всегда поддерживал ее и считал себя ее членом.

О своем членстве в партии Гамсун писал в статьях «Почему я стал членом NS» (газета Grimstad Adressetidende от 30 января 1941 года) и «Я не боюсь за судьбу Норвегии Видкуна Квислинга» (газета Westlandske Tidende от 23 октября 1941 года). Свою приверженность идеологии «Национального единения» он объяснял так:

Я всегда руководствовался своим крестьянским чувством здравого смысла и моим собственным умом, кроме того, и интуиция подсказывала мне, что я должен стать человеком Квислинга. И я его человек уже многие годы, в несчастьях и радостях…»

Заполняя 15 января 1942 года партийную анкету, Гамсун не ответил на вопрос, был ли он членом партии раньше, но написал в другой графе: «Я не вступал в партию, но всегда был человеком Квислинга». До конца войны Гамсун носил партийный значок, который ему вручил глава местной партийной ячейки. Неизвестно, получал ли он членский билет, но известно, что членские взносы Гамсун не платил.

17 мая 1943 года в норвежских газетах было опубликовано написанное Гамсуном поздравление в связи с десятилетием создания NS.

С русскими душою

«Лондонское радио сообщает, что близ Осло арестован норвежский писатель Кнут Гамсун. Во время немецкой оккупации Норвегии он сотрудничал с немцами». 29 мая 1945 года это сообщение ТАСС опубликовали центральные советские газеты.

В Советском Союзе имя Гамсуна было хорошо известно. Его книги стали необычайно популярны в России еще на рубеже XIX–XX веков. Пик популярности пришелся на 1905–1911 годы, когда в трех российских издательствах вышли полные собрания его сочинений. Книгоиздательское товарищество «Знание» заключило с писателем договор, по которому получило исключительные права на публикацию его сочинений, причем новые произведения должны были выходить как минимум на два месяца раньше, чем в какой-либо другой стране. Помимо гонораров Гамсун также получал ежемесячное жалованье как сотрудник издательства.

Его произведения переводили на русский язык Юргис Балтрушайтис, Константин Бальмонт, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Александр Куприн.

Русским поклонникам творчества норвежского писателя было, безусловно, приятно, что одна из его книг — «В сказочной стране» («В сказочном царстве») — написана по итогам двухнедельной поездки по России в 1899 году.

Знаменитый советский педагог Антон Макаренко говорил, что в юности его литературными кумирами были Максим Горький и Леонид Андреев, а из иностранцев — Кнут Гамсун.

Пьесы Гамсуна часто ставились на русской сцене, в том числе Всеволодом Мейерхольдом и Константином Станиславским. Автор считал российские театральные постановки лучшими, в родной Норвегии его пьесы такой популярностью не пользовались.

Жена писателя Мари Гамсун писала о популярности мужа в Германии и России: «Что касается Германии, это было вполне понятно. И с течением времени стало как бы само собой разумеющимся, что немецкие читатели заваливали его письмами. Но о том, как его хорошо принимали на родине Достоевского, он всегда узнавал с каким-то удивлением и гордостью».

В годы нэпа книги Гамсуна продолжали издавать большими тиражами.

Писатель Ефим Зозуля в 1927 году выпустил книгу очерков «Встречи», где в числе знаменитостей, с которыми он встречался, Кнут Гамсун стоит в одном ряду с Владимиром Лениным, Александром Блоком, Сергеем Эйзенштейном и Чарли Чаплиным.

В советской «Литературной энциклопедии» статья «Гамсун» следовала сразу за статьей «Гамлет».