Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов обратился к заместителю генерального прокурора РФ по УрФО Юрию Золотову, прокурору Южного Урала Александру Войтовичу, руководителю регионального СУ СК РФ Павлу Чеурину и врио начальника челябинского ГУ ФСИН Олегу Канашову с требованием срочно начать расследование всех обстоятельств смерти заключенного печально известной копейской колонии №1 Сергея Самуйленкова. Повод – новые обстоятельства его гибели, которые позволяют говорить не о самоубийстве, а об убийстве. «Главными подозреваемыми могут стать сотрудники и руководитель исправительного учреждения Алексей Титов», сообщил «URA.Ru» Севастьянов. Он также добавил, что вся информация по этому делу также направлена губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу.

Сергей Самуйленков, осужденный за разбой, скончался в январе этого года. По официальной версии, озвученной руководством ИК-1, он связал одежду и постельное белье в одну веревку и повесился. Между тем другие заключенные колонии говорили об инсценировке самоубийства, на самом же деле заключенного забили до смерти. По их словам, Самуйленков никогда и не помышлял о самоубийстве. Кроме того, 1 января у него родилась дочь, а до окончания срока заключения оставался всего год.

Для проверки этой информации Алексей Севастьянов выезжал на место происшествия. Показания осужденных разнились, но руководство колони предоставило видео с камеры наблюдения, на котором Самуйленков заходит в камеру, а затем видно только, как трепыхаются его ноги. Тогда сомнений в подлинности этого доказательства не возникло. Заключение судмедэксперта копейского морга тоже не указывало на насильственную смерть.

Однако сестра Самуйленкова организовала независимую экспертизу, которую провел лично директор ООО «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы – СТЭЛС», один из самых опытных и авторитетных судмедэкспертов области Александр Власов.

После проведения необходимых процедур было вынесено заключение, в котором сказано, что «смерть Самуйленкова наступила вследствие механической асфиксии в результате комбинированного сдавления шеи (петлей и руками)». Кроме того отмечено: «На трупе Самуйленкова обнаружены многочисленные повреждения, расположенные на голове, шее, грудной клетке и конечностях. Общее число кровоподтеков и ссадин, возникших в результате самостоятельных травматических воздействий, составляет 70 штук. Часть кровоподтеков (не менее 17) возникли от ударов тупым предметом, имеющим вытянутую форму, без граней и ребер. Все повреждения наступили незадолго до смерти». Тупым предметом, имеющим вытянутую форму, может быть дубинка охранников.

«Некоторые осужденные рассказали, что при колонии есть видеокружок, участники которого после убийства Самуйленкова всю ночь были в монтажной. Скорее всего, видео, на котором заключенный якобы повесился, является монтажом», — заявил Алексей Севастьянов.


Стоит отметить, что ИК-1 прогремела на всю страну после ЧП, произошедшего 31 мая 2008 года в помещении транзитно-пересылочного пункта. По версии следствия, заместители начальника учреждения Евгений Городов и Раис Мухаметов, начальники отделов Денис Симаков и Александр Зырянов, оперуполномоченный Пахрула Антуев и еще девять сотрудников колонии избили 12 вновь прибывших осужденных. Заключенные получили телесные повреждения различной степени тяжести, от которых четверо из них — Сергей Поляев, Анатолий Айвасед, Евгений Мамуков и Вячеслав Сахабаев — скончались в тот же день.

Даже когда новость о смертях осужденных вышла за пределы колонии, руководитель областного уголовно-исполнительного ведомства Владимир Жидков не стал сообщать об инциденте в прокуратуру и организовывать служебное расследование. Следователи СКП считают, что он вместе с начальником управления безопасности областного ГУ ФСИН Евгением Афанасьевым, начальником оперативного управления Андреем Шилиным и начальником копейской колонии Вадимом Валеевым попытался скрыть преступление, лично участвуя в инсценировке нападения осужденных на конвоиров. Для этого тюремщики поколотили друг друга и повредили форменную одежду. Только затем Жидков доложил о бунте в колонии руководству ФСИН России.

По итогам расследования уголовного дела 14 сотрудникам колонии, участвовавшим в избиении и убийстве осужденных, предъявлены обвинения по части 2 статьи 105 УК РФ «Убийство», части 3 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», части 3 статьи 306 УК РФ («Заведомо ложный донос, соединенный с искусственным созданием доказательств обвинения») и части 2 статьи 292 УК РФ «Служебный подлог». В совокупности сотрудники колонии могут получить наказание в виде пожизненного заключения. В октябре прошлого года генерал-лейтенант Жидков был отстранен от исполнения своих полномочий и отпущен под подписку о невыезде.

Дело поступило в суд 16 июня этого года. Объем составляет 176 томов. Его рассмотрение продолжается.

Источник: «URA.Ru»