Литва вновь призвала Россию приступить к рассмотрению вопроса «компенсаций за оккупацию». Об этом заявил 4 октября в Клайпеде на Межправительственной двусторонней комиссии по торговому, экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству ее сопредседатель с литовской стороны – министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис. «Призываю начать говорить об оценках общего прошлого, восстановлении правосудия, компенсации за оккупацию, раскрытии совершенных преступлений и увековечивании памяти жертв», – приводит его слова пресс-служба литовского МИД.
О реакции на эти слова российского коллеги Ажубалиса, министра транспорта РФ Игоря Левитина, возглавляющего Межправкомиссию с российской стороны, ничего не сообщается. Да и последовала ли вообще какая-то реакция с его стороны? Ведь российская делегация прибыла на заседание МПК, судя по всему, лишь для того, чтобы и дальше развивать с Литвой «взаимовыгодное сотрудничество». Которое, надо отметить, в последнее время и так активно прогрессирует. В 2010 году, например, объем торговли между двумя странами вырос на 49,7%, достигнув €8,21 млрд. При этом Россия является одним из важнейших зарубежных торговых партнеров Литвы: 15,9% всего литовского экспорта и 32,4% импорта приходится именно на нашу страну.
Аудронюс Ажубалис, кстати, выразил удовлетворение состоянием отношений между двумя странами, назвав их «динамичными и прагматичными». Сегодня к тому же стороны подписали договор о сооружении моста через реку Неман между городами Советском и Панемуне. Символично вышло, не правда ли? Россия наводит мосты со страной, требующей от нее «компенсацию за оккупацию». А «компенсация» эта тянет, по оценкам литовцев, почти на четверть триллиона (!) долларов.
Одновременно Россия в лице Игоря Левитина отмежевалась и от насущных проблем российских соотечественников, отказавшись обсуждать проблемы образования на русском языке в Литве.
Как сообщает ИА REGNUM, во время совместной с г-ном Ажубалисом пресс-конференции по итогам работы Межправкомиссии Игоря Левитина спросили, почему на заседании МПК обсуждался вопрос преподавания на литовском языке в Калининградской области, но не обсуждался вопрос литуанизации школ для нацменьшинств в Литве. При этом вопрос о преподавании литовского языка в Калининградской области является чисто техническим: литовские учителя испытывают проблемы при пересечении границы из-за отсутствия механизма по выдачи им виз, поскольку они ездят в Калининградскую область практически ежедневно. А вот политика литуанизации русских школ в Литве, напротив, проблема отнюдь не техническая. По мнению самих учителей русских школ, такая политика направлена на «искусственную ассимиляцию» русских в Литве.
Вопрос, заданный Игорю Левитину, сообщает корреспондент агентства, вызвал бурную реакцию главы МИД Литвы, который не согласился с постановкой вопроса. «Нет, нет, нет, нет», – сказал он, не соглашаясь с журналистом. «Да, да, да», – подтвердила корреспондент, задавшая вопрос. В итоге Игорь Левитин коротко ответил, что этого вопроса во время заседании касались, и он даже отмечен в протоколах, как и пути решения этого вопроса. «Какие пути решения?», – переспросили уже другие журналисты. Игорь Левитин сказал, что они, мол, будут решаться не на уровне межправительственной комиссии, а в рабочей группе, которую создадут между министерствами образования двух стран. Когда именно ее создадут, российский чиновник уточнять не стал.
Вот такой «паритет» сложился на российско-литовских переговорах. Литва в лоб призывает обсудить вопрос о «компенсации за оккупацию». Россия на это, похоже, никак не реагирует и фактически отказывается встать на защиту своих соотечественников, чьи базовые права литовская сторона попирает. И при всем при этом Россия активнейшим образом развивает экономические связи с Литвой, как будто это – наш стратегический партнер и союзник.
Источник: km.ru