С самого начала революции в Ливии я поддерживал повстанцев и последующую военную операцию стран НАТО. Конечно, моя поддержка была мотивирована ровно настолько, насколько это позволяли сделать разные средства массовой информации, рассказывающие о событиях в далёкой и чужой стране. Нет необходимости снова обосновывать свои взгляды. Каддафи, на мой взгляд, безусловно виновен — но, господа, он, вместе с тем, заслуживает самого искреннего снисхождения.
Мир попрощался с одним из самых замечательных лиц в истории ушедшего XX столетия. Замечательного, конечно, не своим вкладом в процветание и прогресс всего человечества — замечательным просто самим по себе. Возможно, подобная «замечательность» весьма поверхностна — но именно она в самом ближайшем будущем попадёт в учебники по новейшей истории. Благодаря Каддафи весь мир узнал что, в общем, ничем, кроме фиников и нефти, не замечательной североафриканской стране, где развернулся смелый социальный эксперимент. Как любой великолепный оратор, Каддафи был никудышным мыслителем и писателем — но этот эстетствующий дурак никого не оставлял равнодушным своими утопичными идеями и фееричным бредом на самые разнообразные темы. Трудно представить, что Каддафи сам искренне верил во всё, что нафантазировал и даже, по мере сил, попытался воплотить в жизнь — но, похоже, дело обстояло именно так, и это обстоятельство станет его пропуском в историю.
Конечно, как актёр своего жанра, Муаммар задержался на сцене непростительно долго, и его былой образ будет теперь навсегда испачкан мерзкой предсмертной маской, которую показывают сейчас по телевизору — но ведь вся планета, затаив дыхание, следила за его невероятным фиаско. А теперь громко поаплодирует смерти злобного шута. Можно было бы опускать занавес — но представление продолжится без антрактов. Вряд ли ливиец, стрелявший в голову ненавистному ему диктатору понимал в тот момент, что не просто нажимает на спусковой крючок автомата. Передвигалась стрелка на часах истории. XX век стал ещё немного дальше от нас- на имя Муаммара Каддафи.
Впереди нас ждёт захватывающее будущее, и мало что другое предвосхищает новое время настолько, как сокрушительное падение, ещё вчера казалось вечных фигур в мировой политике. Сегодня новую страницу в историю наступившего столетия написали жители Ливии, а завтра — ведь отныне нет ничего действительно невозможного — целую главу в ней могут рассказать молодые русские националисты. Только хватит ли им отваги сделать это?
Я не пытаюсь ничего предвосхищать. Я лишь со своих позиций скромно желаю, чтобы будущую дорогу человеческой истории освещало как можно большее число харизматичных, дерзких и даже сумасшедших лидеров. Лидеров-художников, лидеров-поэтов, которые поведут за собой общество людей, а не массы обывателей. И лучше злой гений, чем посредственное уёбище с айфоном.
Faccetta Nera
[media id=13]