В Вильнюсе оглашение приговора Альгирдасу Палецкису (Algirdas Paleckis) отложено до 30 декабря — не успели перевести часть документов. Лидера литовских социалистов обвиняют в нарушении закона «Об отрицании советской оккупации». Он высказал свою, отличную от официальной версию по поводу событий 1991 года. Тогда при штурме телебашни погибли 14 человек. И, по словам Палецкиса, многих застрелили провокаторы.

Судья готовится огласить вердикт Альгирдасу Палецкису, просит удалиться прессу. Но за закрытыми дверями вдруг сообщает: не хватает перевода на литовский одного из свидетельских показаний. Решение по этому спорному делу, а прокурор настаивал на наказании годом условно, неожиданно переносится.

Процесс и так длится почти год. Палецкиса обвиняют в отрицании «советской агрессии». В радио интервью он произнес фразу: «свои стреляли в своих». Речь идет о событиях 1991 года, для Литвы трагических — республика стремится выйти из СССР, в Вильнюс введены советские танки, в ночь с 12 на 13 января во время многотысячных стихийных митингов гибнут мирные люди. Альгирдас Палецкис считает, что люди могли погибнуть, в том числе, и от рук провокаторов. И эту информацию власти скрывают.

«Я говорю неудобные вещи для политической элиты, поэтому пытаются сделать из политики криминальное дело. Но мы все равно докопаемся для истины», — сказал лидер Социалистического народного фронта Литвы Альгирдас Палецкис.

Жалобу на него подали вовсе не родственники и друзья погибших в январе 1991 года. На обвинении настоял один из правых политиков – депутат от правящей партии консерваторов – Кестутис Масюлис.

В официальной версии, те события действительно отражаются совершенно иначе — гладко и безапелляционно. Это была борьба за независимость Литвы и все убитые мирные жители, а у телебашни, погибли девять из 13 человек, стали жертвами советских солдат.

Так получилось, что самой кровопролитной стала борьба не за парламент или правительство. И оборонять вильнюсскую телебашню в январе 91-го пришли вовсе не политики, не лидеры литовского движения за независимость, а жители соседних домов. Многие выбегали на эту улицу поглазеть, когда слышали, что идут танки. Стояли лицом к башне, спиной к пятиэтажке, с крыши которой, как уверяет инакомыслящий Палецкис, и могла вестись стрельба.

«Некоторые свидетели говорят, что это были охотничьи ружья, и громкий очень звук. И они оборачивались, смотрели, и видели, как огонь шел именно с этого дома. И самое интересно то, что литовская судебная медицинская экспертиза установила, что у многих погибших людей, раны идут сверху вниз – именно под углом 40-50 градусов», — сказал Алгирдас Палецкис

Сам он в тех событиях не участвовал и неоднократно во время процесса повторял, что он цитирует очевидцев, авторов книг. Издания, кстати, в Литве в свободной продаже. Есть и свидетели, которые дали показания в суде.

«Я своими глазами видел, что с пятого этажа стреляли. Я в армии служил и могу отличить, когда стреляют с винотовок. Не с автомата Калашникова. Люди стреляли. Двое присели, четыре выстрела сделали», — сказал свидетель по делу Палецкиса Яунутис Лякас.

Правда, открыто выступить, согласились не все. Многие, даже 20 лет спустя, готовы рассказывать о трагических событиях только с закрытым лицом, не называя имени.

С заседания Альгирдас Палецкис выходит с розой в руках – подарила одна из сторонниц. Вердикт теперь будет оглашен 30 декабря текущего года, а у здания суда, на проспекте Лайсвес, стоят пикеты в поддержку Палецкиса и против него. О том, как эта свобода завоевывалась в Вильнюсе по-прежнему обсуждают по разные стороны улицы.

Источник: Вести.ру
Фото: facebook.com