Среда Страстной седмицы была отмечена важным политическим событием, — премьер-министр России, избранный Президентом страны, Владимир Путин выступил в Госдуме с отчетом о работе правительства.

Обсуждение одной темы, из тех, которые поднимались во время дискуссии лидера страны с депутатами, вызвало досаду и недоумение, — обсуждение русского вопроса. А это принципиально важная тема. Видно, что у В.В.Путина пока нет четкого ответа на этот вопрос. Примечательно, что в ходе встречи с парламентариями русский вопрос поднимался дважды. Говорил об этом в своем выступлении Жириновский, обижаясь, что у него пытаются украсть его тему, и в прямой постановке в качестве предложения Путину говорил об этом знаменитый режиссер, депутат от КПРФ Владимир Бортко.

Реакция В.В.Путина была, как и прежде, когда поднимался национальный и русский вопрос, отрицательной. Он заявил, что поднимать русский вопрос в стране опасно. Думаю, реакция Путина вызвана во многом (не во всем конечно) неправильной постановкой вопроса. Напомню, ситуацию, когда у Путина спросили, как он относится к лозунгу «Россия для Русских!». Он тогда отреагировал очень эмоционально, назвав придурками или провокаторами тех, кто выдвигает этот лозунг. Эти слова Путина потом активно тиражировались патриотическими СМИ, особенно в интернете. Сколько было возмущения, мол, Путин назвал «придурками» Императора Александра III, генерала Михаила Скобелева, Дмитрия Менделеева и др. Вот что значит вырванный из контекста кусок текста!

А ведь по сути-то Путин отреагировал правильно, скажу больше: по-православному понимает наш национальный лидер эту проблему. Ведь Россия только тогда может быть для русских, когда русские будут для Христа. А пока этого нет (а этого, увы, пока нет!), лозунг может означать только одно, русские должны стать господами в своей стране. Иными словами, это означает, что надо с рождения закреплять за каждым этническим русским в рабство одного таджика. Вот что означает этот лозунг, если он вырван из контекста Православия. А он вырван, ибо большинство из тех, кто сегодня кричит «Россия для Русских» — люди неправославные, не являющиеся носителями православного мировоззрения.

Словом, был задан неправильный вопрос и получен неудачный ответ.

То же самое происходило во время встречи с депутатами. Владимир Бортко предложил поменять преамбулу в Конституции: вместо: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации», «Мы, русский и присоединившиеся к нему народы». Путин заявил, что это создаст проблемы в стране, лучше эту тему не трогать. Думаю, теперь патриотические СМИ снова начнут писать о нежелании Путина решать русский вопрос. Но в такой формулировке, как предложил Бортко, нельзя ставить вопрос. Ведь Бортко не прав в самом главном, — русского народа, как учредителя государства, пока нет. Учредителями РФ могут быть только великороссы. Нам же надо сначала воссоединиться с малороссами и белорусами, чтобы получить полноту русского народа, а потом уже думать о поправках в Конституцию. Если мы сейчас изменим преамбулу в Конституции и запишем, что мы, русский народ, учредивший РФ, то возникает вопрос, а как же тот русский народ, который живет на территории Украины, Белоруссии и Казахстана? Получается, не являясь учредителями РФ, они не являются уже и русским народом. Тогда надо согласиться с мифологемой о трех братских народах, с неизбежностью расчленения Исторической России.

По всей видимости, Владимир Путин осознает опасность русского национализма, это не мудрено, после Болотной. При этом, фактически, Путин мыслит имперскими категориями, хотя всячески отмежевывается от идеи империи и от обвинений в империализме, что вполне понятно. Мысль Путина движется в правильном направлении, и это не может не обнадеживать. Нам действительно надо дать бой русскому национализму, как потенциальному могильщику России, но всячески при этом поддерживать и развивать русский патриотизм. Нам нужен не политический русский национализм, а здравая национальная политика, в центр которой должно быть положено возрождение русских национально-культурных традиций, поддержка русского языка, подъем национального самосознания, подъем русского духа. Должны быть разработаны и профинансированы мощные информационные и культурные программы по подъему русского духа, по возрождению национальной памяти народа.

Это как раз и не приведет ни к какой ксенофобии, чего, судя по всему, особенно боится В.В.Путин, озабоченный прежде всего проблемой сохранения единства страны. Подъем русского духа не приведет к национальному разделению. Во-первых, русскому народу органично претит национализм, таков наш национальный менталитет, воспитанный Церковью, закрепленный национальным опытом. Во-вторых, подъем русского духа может состояться только в контексте Православия, поскольку русский — это значит, прежде всего, православный, а если не православный, то значит ещё и не вполне русский, хотя может в жилах твоих и течет славянская кровь. А Русская Православная Церковь по определению и по своему статусу чужда всякому национализму.

Словом, стремление В.В.Путина уйти от ответа на русский вопрос, которое вновь проявилось в его встрече с парламентариями, думаю вполне закономерно. Реакция Путина — это зеркало состояния современного русского народа. Во-первых, мы, русские, далеки пока от национальной консолидации, поэтому нет ясного понимания национальных задач, понимания того, что значит быть русским. А во-вторых, пока не решен вопрос воссоединения русского народа — великороссов, малороссов и белорусов, говорить о русском народе как о субъекте мировой политики преждевременно.

Смута на дворе, которая результат смуты в головах. И мы только в начале пути по ее преодолению.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»