Могила Шнеерсона

Хасиды не оставляют попыток превратить Ростов-на-Дону в один из главных центров своего «туризма». Началось все в 1990-х годах, когда чудесным образом была вновь обретена могила Шалома Дов-Бера Шнеерсона – пятого из династии любавических раввинов, проведшего в Ростове последние годы своей незаметной жизни. Несмотря на уничтожение еврейского кладбища в советское время, местными искателями было «обнаружено» место захоронения Шнеерсона с сохранившимися мощами оного. После чего была сооружена новая могила, куда и поместили то, что хасиды считают останками своего бывшего вождя.

И к этой могиле потянулись хасиды из разных стран. Тяга была столь сильна, что многие из них оставались в Ростове на значительный срок. Благо в это время в городе открылась так называемая «иешива» – инкубатор воспитанников секты «ХАБАД». Размещалась она будто бы в том самом доме, где доживал свой век упомянутый Шнеерсон. Здесь можно было с головой погрузиться в богоизбранное учение, проникнуться талмудической мудростью. Казалось, хасидизму в Ростове цвесть, однако слишком шумное поведение будущих раввинов привлекло внимание местной общественности (в том числе, еврейской). Итогом стало решение Ростовского городского суда от 15 июля 2007 года о ликвидации «иешивы» как нелегального религиозного учреждения и выдворении хасидских учителей-иностранцев за пределы страны.
После этой неудачи взгляд хасидов упал на мемориал в Змиевской балке, где нацисты в 1942 году истребляли ростовчан и советских военнопленных. Воспользовавшись тем, что мемориал официально не имел ни собственника, ни пользователя, хасиды сварганили табличку о том, что в Змиевке убивали одних лишь евреев. Деньги выделило ростовское отделение Федерации еврейских общин России (ФЕОР) – крупнейшей хасидской организации в стране. На дворе стоял 2004 год. Индустрия Холокоста, успешно внедренная сионистскими (в том числе, хасидскими) организациями в странах Запада, выходила на новые рынки, осваивая постсоветское пространство. Прибалтика, Беларусь и Украина не оказали сопротивления, не ожидалось его и в России.

Осенью 2011 года представители разных организаций и фондов, кормящихся за счет Холокоста, абсолютно открыто и серьезно обсуждали в прессе перспективу создания своего «научно-просветительского центра» на территории Змиевского мемориала. Но тут кошерную табличку заменили гойской, авторы которой осмелились утверждать, что в балке убивали не только евреев. Флагманы российского сионизма (Каннер, Гербер, Брод и др.) подняли дружный визг об антисемитизме. Были задействованы различные СМИ, шло давление на самые разные органы региональной и местной власти. Некий Домбровский (правая рука Каннера) прямо указывал в письме ростовскому мэру: «Мемориал Змиевской балки достаточно известен мировым музеям Холокоста, СМИ и де-факто является мемориалом Холокоста. Это создает базу для развития “исторического туризма”. Объектами мирового исторического туризма стали нацистские концлагеря на территории Польши – до миллиона посещений в год. Подобной аттракцией стал в последнее время киевский Бабий Яр».