Свердловские власти по-прежнему не признают наличие межнациональной нетерпимости в регионе. Отрицание насущной проблемы выглядит смехотворным на фоне недавних противоположных и одновременно – категоричных заявлений Генпрокуратуры, растущего числа проявлений ксенофобии и многочисленных судов над уральскими скинхедами.
Как передает корреспондент «Нового Региона», в резиденции губернатора Свердловской области сегодня открылась международная конференция, в которой участвуют представители МИД РФ, эксперты и ученые Швеции, Великобритании, Сирии, Ирана, Голландии, Латвии и Армении. Уточняется, что на мероприятии будут обсуждаться «возможные последствия вмешательств других стран в ситуацию в исламском мире», а также «насколько соответствует процессам, проходящим в арабских странах, теория Хантингтона».
Суть конференции рядовым уральцам понимать не имеет особого смысла – слишком витиеватые и отстраненные от жизни обычных граждан темы взяты для дискуссии. Интересен в мероприятии другой аспект, а именно – мнение свердловских властей о межэтнической ситуации в регионе.
Вот что по этому поводу заявил первый заместитель руководителя администрации свердловского губернатора Вадим Дубичев: «На протяжении многих лет на территории региона сохраняется межнациональный мир и согласие. В этом контексте достигнутый уровень гармонизации межнациональных отношений является безусловной политической и социальной ценностью. Толерантность, готовность к диалогу и межкультурному сотрудничеству являются «визитными карточками» Среднего Урала, отличительными особенностями уральской ментальности».
Он также отметил, что «межнациональный мир и согласие, сложившиеся в Свердловской области, являются важными конкурентными преимуществами региона», выгодно отличающими его от других субъектов РФ.
Такое заявление, мягко говоря, выглядит странным. И тому есть несколько причин, не принимать во внимание которые попросту нельзя. Во-первых, наличие ксенофобии на Урале уже давно без стеснения и публично признает заместитель Генпрокурора России Юрий Пономарев. Поскольку конфликтных ситуаций, в том числе криминального характера, приводящих к обострению межнациональных отношений, и межэтнических преступлений в регионе становится все больше, в Екатеринбурге с недавнего времени проводятся масштабные совещания силовых и надзорных ведомств. Правоохранители во всех подробностях обсуждают подкрепляющие печальную тенденцию примеры.
Так, массовой дракой между представителями диаспор «отличился» в этом году Арамиль, недавно «кровавое побоище» (как изначально заявлялось – на этнической почве) во дворе тагильской школы устроили подростки. Стоит вспомнить и массовые гражданские сходы против мигрантов. Один из таких сходов состоялся из-за ДТП, устроенного узбеком. Кроме того, ряд городов временами наполняют провокационные листовки, содержащие призывы к насилию.
Во-вторых, в Свердловской области не становится меньше радикально настроенных скинхедов, многие из которых являются футбольными фанатами. Например, свердловские следователи продолжают расследовать дело недавно выявленной очередной неонацистской группировки, члены которой убивали мигрантов и бомжей. Также в производстве находятся материалы в отношении другой группы, на счету которой, по меньшей мере, одно убийство уроженца среднеазиатской республики. Не стоит забывать и о самой кровавой группировке последнего времени – «Фольксштурм».
В-третьих, на Урале распространяется исламистский экстремизм, о котором Дубичев также умалчивает вопреки заявлениям прокуратуры. В августе надзорное ведомство сообщало о задержании на территории УрФО иностранцев, некоторых из которых можно без преувеличения назвать экстремистами. Например, в Магнитогорске полицией был задержан эмиссар МТО «Исламская Партия Туркестана» – запрещенной в России террористической организации. Иностранец поддерживал связь с единомышленниками по религиозной деятельности в различных регионах страны, в том числе проживающими в Свердловской, Новосибирской областях, а также Республике Дагестан.
Еще одного пропагандиста идей международной террористической организации полицейские задержали в Екатеринбурге. Мужчина, прибыв из Центрально-Азиатского региона, проповедовал на Среднем Урале идеи радикального ислама, а также распространял соответствующую экстремистскую литературу.
В Генпрокуратуре отмечали, что указанные инциденты не всегда получали должную оценку со стороны уполномоченных органов, что провоцировало негативный общественный резонанс. «Эти и другие факты свидетельствуют о том, что профилактическая работа, направленная на недопущение межнациональной и межрелигиозной розни как среди граждан России, так и среди мигрантов, не соответствует остроте складывающейся ситуации», – подчеркивал Юрий Пономарев.
«Новый Регион – Екатеринбург»