Бомж и хипстер
Где в Петербурге из подростков делают боевиков?

В каких субкультурах порнография является нормой, и почему православными движениями заинтересовался криминал? Об этом и о том, чем живет петербургская молодежь, «Город 812» узнавал в Городском центре социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт». На вопросы отвечали директор Центра Ваган КАНАЯН и начальник отдела анализа молодежных субкультур Владимир ГУЩИН.

Как готовят боевые формирования

– Быть неформалом сегодня модно?

Гущин. До 40 процентов молодежи сегодня вовлечены в какую-либо субкультуру. Но степень вовлеченности разная. Например, девочка слушает готическую музыку и считает себя готом. Таких, по оценкам специалистов, сорок процентов. Тех, кто состоит в каком-то движении, ходит на уличные тусовки – примерно полтора процента.
Канаян. А если говорить о подростках, то  90 процентов в определенном возрасте проходят через влияние различных субкультур.

 –  Какова численность неформалов в Петербурге?

Гущин. Эту информацию нам запрещено давать. Несколько лет назад были очень мощные уличные тусовки, но сегодня их количество сильно уменьшилось. Многие  ушли в Интернет. В основном, общение идет «ВКонтакте».

– Несколько лет назад Петербург считался чуть ли не столицей скинхедов. Было много громких убийств, уголовных дел. Скинхеды сейчас есть?

Гущин. Скинхеды как субкультура в Петербурге исчезли в 2007 году. Все началось примерно в 2002-м, когда был ужесточен контроль со стороны правоохранительных органов. Тогда создали 18 отдел УБОП, который занимался только экстремистскими формированиями. На улицах стали задерживать молодых людей с бритыми головами для проверки документов. Активно пресекались митинги. Нас привлекали для консультаций, чтобы выявлять активистов.  Тогда же со стороны скинхедов было предпринято несколько попыток организации массовых беспорядков. Кстати, в СМИ информации об этом не было.  Первая попытка была предпринята в  2003 году, когда 600 скинов собирались побить алисоманов.  Часть боевиков должны были прийти на концерт, остальные распределиться по дворам и присоединиться к драке. Но милиция и ОМОН  сработали на опережение: задержали всех координаторов и заблокировали дворы.

Вторая попытка была в апреле 2004-го. Задача – сорвать концерт «Короля и Шута», и это им почти удалось. В ходе драки  задержали 200 человек. Фамилии задержанных тогда легли в основу списка питерских скинхедов, который потом был в разработке у милиции. На то время численность скинов в городе составляла порядка пяти тысяч. Но в боевые группы входило всего человек 600. Остальные – это те, кто были готовы ходить на митинги, но не были готовы никого бить. Однако именно из них шел постоянный набор в боевые группы. Правоохранительные органы работали над тем, чтобы снизить количество тех, кто приходит на митинги. И когда снизилось их количество, то исчезла подпитка боевиков.

Канаян.  Еще задолго до того, лидеры скинхедов говорили, что скоро придется уходить в подполье, поэтому нужно это подполье  готовить. Они призывали захватывать власть у толкинистов и в военно-патриотических клубах. Стали образовываться агрессивные крылья в других субкультурах, откуда начали рекрутироваться ребята в эти экстремистские формирования.

Гущин. У скинхедов была хорошо отработана методика влияния и вербовки. И сейчас «ВКонтакте» есть такие люди, которые оказывают влияние на подростков с определенной целью. Они  ко всем в друзья напрашиваются.

– Как вербовщики националистических движений рекрутируют подростков?

Гущин. Например, «ВКонтакте»  записываются в друзья, после чего подросток автоматически начинает получать их новости. То есть несколько  раз в день читать какую-то нужную вербовщикам информацию, подготавливающую к самой вербовке.  На этом этапе идет просто «стрельба по площадям». Но возможно, кто-то из подростков заинтересуется  новостями и вступит в одну из подконтрольных им групп «ВКонтакте». Тогда начнется следующий этап обработки. И так далее.

– Что они  пишут?

Гущин.  Там несколько направлений. О том, что много богатых, которые не делятся с бедными. О том, что много воруют и большая коррупция, а власти ничего не делают.  С этих позиций – на уровне кухонных разговоров – они потихоньку ведут обработку. Потом предлагают  какие-то свои способы решения  проблем… У них разработаны специальные методики работы с молодежью, причем удивительно оригинальные  и действенные!  Например, националистическое движение «Северное братство» (сейчас запрещенное) предлагало подросткам попробовать свои силы в Большой игре, которая называлась «Сломай систему».

Игра похожа на компьютерную, но происходит  в реальной жизни. Нужно было пройти семь уровней. Задача для первого уровня: взять пачку из ста ассигнаций, на каждой напечатать: «Не покупай у черного». Затем сфотографировать отмеченные купюры и отослать фото организаторам игры. Получить за это денежный приз – совершенно реальные живые деньги! Отмеченные ассигнации потом можно было потратить, и таким образом они распространялись, фактически, как листовки.

Второй уровень: подсунуть какой-нибудь пакет органу власти или полиции.

Сфотографировать пакет. Позвонить и сообщить, что здание заминировано. Приехавшую  полицию сфотографировать вокруг пакета, отослать фотографии организаторам, получить  денежный приз. И так семь уровней – вплоть до организации маленького погрома. А на седьмом уровне, кажется, даже убийство рекомендовалось.

– Зачем была нужна Большая игра?

Гущин. Подготовка боевого формирования. Подростки в силу особенностей психики воспринимали ее как компьютерную игру.  Она началась где-то в 2006–2007 годах, а прекратили ее только в прошлом году силами правоохранительных органов. Были следствие и суд. Выяснилось, что игра организована на ворованные деньги, полученные в результате махинаций при строительстве московской окружной дороги. Последний приговор организаторам был вынесен  Мещанским райсудом Москвы в конце января этого года.  Максимальный срок, который получил один из организаторов, – девять лет колонии. Питер, к счастью, эта игра как-то не особо коснулась.

 «Если назваться православным, полиция якобы отпускает»

– Есть ли сегодня в Петербурге молодежные экстремистские формирования?

Гущин. Самое крупное – ультранационалисты. Это обобщенное название. Среди них много мелких  групп, часто враждующих друг с другом. Вот, кстати, свежий пример. Позавчера  (16 февраля. – Ред.) был митинг националистических организаций на Марсовом поле в поддержку Майдана. Его участники между собой передрались. НДА – Национал-демократический альянс (бывшее ДПНИ Петербурга) – призвал к отделению Петербурга от России. А «Народный собор» выступил против. Завязалась драка. Еще, кстати,  на митинге присутствовала партия «Парнас», которая поддержала сепаратистов, хотя от них я такого не ожидал.

Канаян.  У нас много разрозненных движений, есть и всякие «русские пробежки», например. Но это так, мелочь.

– Что за русские пробежки?

Канаян.  Формально, бегут за здоровый образ жизни. Еженедельно. По городу. Каждый раз новый маршрут. Обычно собирается  от 10 до 30 человек. Но на самом деле это очень удобная форма для набора новичков в националистические движения. Сначала у них там даже флаги были националистические. Потом флаги запретили, но идея осталась. Пробежки проводят несколько разных организаций. Чаще всего туда молодежь приглашают в Интернете или на тусовках.

Гущин.  Ультранационалистов сейчас стало много. Их идеология активно распространяется, к ним больше народа стало идти. В том числе, из субкультур. Возникает тот самый слой, который не готов сам кого-то бить, но уже готов ходить на митинги. А этот слой, как мы знаем,  всегда служит автоматической подпиткой для боевых групп.

– Как ультранационалисты объясняют свою идеологию подросткам?

Гущин. У всех разные варианты. Есть направление, завязанное на неоязычество. Дескать, мы славяне, и должны быть за веру наших предков. Оно сейчас ослабевает, хотя  раньше было одним из самых крупных в Петербурге. Зато сейчас начинают возникать проправославные направления, причем очень странные. Они все тоже ненавидят друг друга, и, насколько я знаю, церковь их не поддерживает.

Есть  еще странное направление околоисламистского толка –  «охотники за головами», которые ловят педофилов. Они объясняют свою позицию так: мол,  все плохое вокруг сделано евреями, поэтому раз еврей – значит, педофил.  В этой группе состоят несколько десятков человек, и поведение у них очень неадекватное. Все исповедуют ислам, их лидер – татарин.

Большинство групп имеют маленькую численность и собственную, подчас совершенно бредовую, идеологию. Самые продвинутые, на мой взгляд,  НСИ –  национал-социалистическая инициатива.  Ее возглавляет известный в городе Бобров, он же Шульц-88, вышедший из тюрьмы. Он ведет собственную идеологическую работу.

– Вряд ли Бобров, осужденный за экстремизм, изменил свои взгляды. Почему власти позволяют ему вести пропаганду?

Канаян. Давайте этот вопрос адресуем правоохранительным органам.

– Как изменилась политика властей и правоохранительных органов по отношению к экстремистским формированиям? Раньше говорили, что силовики якобы заигрывают со скинхедами, чтобы использовать их в своих целях.

Гущин. В разные периоды была разная ситуация. В конце 90-х  среди экстремистов действительно ходили мифы, что милиция не будет задерживать, если назовешься скинхедом.  Это вызвало большой приток обычного криминала в ту среду и обусловило довольно большой рост численности скинхедов на тот момент.

– Откуда такой миф родился?

Гущин. Мы не смогли выяснить. Даже не знаем, было ли что-то в его основе или все придумано. Сейчас в молодежной среде ходит похожий миф. Мол, если назвать себя православным радикалом/активистом, то тоже якобы полиция отпускает. Мы не знаем, правда ли это. Мы просто отслеживаем в Интернете появление и распространение подобных слухов, так как они могут повлиять на рост численности движений и приток туда криминала.

– За что борются православные радикалы?

Гущин. Это новое направление. В 2000 году прошел Архиерейский Собор РПЦ, который разъяснил,  что в случае противоречий между светскими законами и православными нормами опираться нужно на Священное Писание. И это стало неким базисом для появления православных радикалов. Например, они выступают за восстановление в Уголовном кодексе 121-й статьи, наказывающей за мужеложество. Также они хотят ввести самосуд. И эту их идею вроде бы даже поддержал протоиерей Чаплин.  Освяти, дескать, свой кулак избиением тех, кто, с твоей точки зрения, нарушает закон…

– Раньше в Петербурге нападали на африканцев, сегодня, в основном, на приезжих из Азии. Почему изменились «предпочтения»?

Гущин. Нападения на чернокожих – это сегодня социально неодобряемые действия.  А нападение на гастарбайтеров – незаконный, но социально одобряемый поступок.