Где расизм?
В Штатах все больше городов стремятся разделить по принципу — здесь живут темнокожие, там — светлокожие. Один из последних примеров — город Батон-Руж с населением 227 тысяч человек. Сейчас состоятельные жители в южной части добиваются права отделиться и создать собственный город под названием Сэнт Джорж. В желающих отколоться районах почти 70% населения — белые американцы, хотя в самом Батон-Руж их всего 40%. Что это — новый виток дискриминации темнокожих? Тему продолжит корреспондент «Вестей ФМ» Татьяна Григорьянц.

«Только для белых». Такая табличка у входа в кафе — обычное дело в Америке 50-х. Как и перегородки в автобусах, где спереди имели право занимать места только светлокожие, а за стеной — так называемые цветные. Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие темнокожие обязаны были уступить свои кресла.

Америка середины 50-х четко делилась на черно-белую. И осталась она такой не только на старых кинопленках, хотя в 1964 году при 36 президенте Линдоне Джонсоне был принят закон «О гражданских правах». Это был действительно прорывной документ, говорит американист, президент ВШЭ Александр Домрин. Закон запрещал расовую сегрегацию и на самом деле зачем-то создал хорошие условия для развития цветного населения. Правда, равенство было недолгим.

«После убийства Мартина Лютера Кинга, после 1968 года, начались расовые волнения: чернокожие поджигали дома белых. И белым ничего не оставалось, как, например, в том же городе Детройте, уехать в пригороды. Уже тогда начинали возникать городские образования, преимущественно белые. Например, Гросс-Поинт, который рядом с Детройтом. Или Энн-Арбор, который также недалеко от Детройта, где находится Мичиганский университет».

«Принцип домино» — деление на черные и белые районы — особенно заметен на юге Штатов: в Луизиане, Детройте, Миссисипи. И не смотря на 50-тилетие официального равноправия, не перестает действовать. В штате Джорджия за последние десять лет шесть пригородов Атланты с преимущественно белым населением добились статуса отдельного города. В прошлом году и Гардендейл, город в штате Алабама, после голосования жителей тоже вышел из состава образовательного округа. К слову, 88% населения там — белые, в то время как в округе Джефферсон почти половина населения — афроамериканцы. Гардендейл не только откололся, но и добился права самостоятельно собирать налоги. А это принципиально важный момент, говорит Александр Домрин.

«Чем выше уровень дохода какого-то населенного пункта, чем больше собирается налогов, тем лучше инфраструктура. И, наоборот, — там, где остаются преимущественно чернокожие, там и уровень сбора налогов будет меньше, там будут школы значительно слабее и т.д».

Детройт, благодаря таким делениям, фактически превратился в город-банкрот. Разделения получаются уже не только по расовому, но и по классовому признаку, говорит эксперт. Впрочем, нельзя говорить о том, что идет сегрегация темнокожих. Афроамериканцы сами загоняют себя в гетто, подчеркивает Домрин. Хотя у белых американцев есть достаточно оснований для желания вновь поставить перегородки.

«Статистика такая, что чернокожее население в 8 раз чаще совершает убийства, чем белые. В 6 раз больше — изнасилования. При этом не забывайте, что афроамериканцев в Америке всего 13%».

Совершенно нормальная реакция более состоятельного населения защитить себя и своих детей, говорит Домрин. И что печально — при чернокожем президенте особенно ситуация не поменялась, сей факт эксперты тоже спешат добавить в копилку политических неудач Барака Обамы. Впрочем, говорить о том, что американское правительство сидит сложа руки и ничего не делает, было бы неправдой, замечает заместитель директора по научной части Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин.

Совершенно нормальная реакция более состоятельного населения защитить себя и своих детей, говорит Домрин. И что печально — при чернокожем президенте особенно ситуация не поменялась, сей факт эксперты тоже спешат добавить в копилку политических неудач Барака Обамы. Впрочем, говорить о том, что американское правительство сидит сложа руки и ничего не делает, было бы неправдой, замечает заместитель директора по научной части Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин.

«Я должен сказать, что у Америки есть определенный опыт — так называемая толерантность, политкорректность, которые они внедряют последние годы, она дает определенные результаты».

Создаются специальные квоты, выделяются рабочие места, темнокожим студентам часто отдают предпочтения при поступлении в вузы. Цветное население штатов серьезно финансово поддерживают. Порой получается даже обратная дискриминация — когда ущемляются права белых. Но при всем при этом, такие программы мало действенны, замечает Домрин, потому как до сих пор существуют своего рода «Стеклянные потолки».

«До сих пор цветные получают процентов на 30, наверное, меньше заработной платы, чем белые. Кстати, это характерно не только для цветных — женщины в Америке получают меньше, чем мужчины, это ведь тоже так». И, скорее всего, ситуация в ближайшем будущем вряд ли кардинально изменится, считает Владимир Зорин.

«В рамках существующего системного государственного устройства, то есть политики, которое проводит государство, я думаю, что нет. Нельзя вечно отвлекать свой народ и различные этнические расовые группы на международные проблемы, на проблемы, которые находятся в Африке, в Европе, в Азии». Свое пристальное внимание и обеспокоенность, заключает эксперт, пора направить внутрь, а не вовне страны.