СУ-24

24 ноября турецкий истребитель сбил российский военный самолет. Сам по себе факт означает открытые военные действия между сторонами. Однако, никто никогда не торопится с выводами. Всякое случается в этом мире — человеческие ошибки, недоразумения, сбой техники и так далее.

Чтобы понять, что это было такое, важно разобрать как это случилось и что было потом. Тут, в теории, несколько вариантов.

Если бы российский самолет намеренно залетел на территорию Турции с военными целями, можно было бы назвать этот факт агрессией со стороны России, а действия турецкого истребителя ответом. Если бы российский самолет залетел случайно на территорию Турции сколь-нибудь далеко, это уже было бы недоразумением, а действие Турции несдержанной реакцией. Но российский самолет не залетал на территорию Турции, если не считать 2 секунды полета над кусочком приграничного выступа. И то, был ли этот пролет бабушка надвое сказала. Тем более, самолет был сбит над территорией Сирии.

По факту, выходит, турецкий самолет поджидал российский и когда тот то ли задел крылом турецкую территорию, то ли нет, истребитель ВВС Турции сбил его ракетой, когда нарушения уже и не было, а российский самолет был на сирийской территории. Ну можно было, в худшем случае, дать предупредительный залп какой-нибудь.

Если бы турки извинились за этот инцидент, или как-то попытались сгладить, такое тоже можно понять. То есть, человеческий фактор, летчик перестарался и все такое. Однако, мы видим, что турецкий премьер заявил:

Турция имеет право «использовать любые меры» против нарушивших ее воздушное пространство. Об этом заявил турецкий премьер Ахмет Давутоглу, комментируя инцидент с крушением российского бомбардировщика Су-24 рядом с турецко-сирийской границей… Associated Press

Нет ни попыток сгладить, ни признаний человеческих ошибок – сбили то над Сирией, защищая границы. Тогда, получается из всего этого набора, что все действия турецкого истребителя были санкционированы на самом верху, в Анкаре, а турки вполне готовились к этой ситуации, ждали российский самолет, чтобы сбить. Это была засада. Был использован сугубо формальный предлог чтобы сбить российский самолет. В этом случае это провокация. Очень серьёзная провокация.

Как-то так совпало, что случилось оно почти одномоментно с другой провокаций – подрывом опор ЛЭП и отключением Крыма от энергоснабжения. И ещё «совпадение» – три недели назад был подорван российский пассажирский самолет над Синаем. Учитывая фактическую открытость для ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация) турецких границ для торговли нефтью, перехода пополнения и так далее, что без покровительства властей Турции не может быть в принципе, синайский сюжет предстаёт в слегка ином свете. На контакты Турции с ИГИЛ у российских властей вдруг открылись глаза и об этом заговорила пропаганда. Так ведь и крымско-татарские активисты, чьими руками сделана энергетическая блокада Крыма, тоже, не столько киевские, сколько турецкие клиенты.

То есть, сбитый над Сирией российский военный самолет это не случайный казус, а системное действие.

Таким образом, кремлевские мастера кислых щей, совершенно неожиданно для себя, вдруг, выяснили банальные вещи, что Турция никакой ей не «партнер». Действительно, турки были клиентами Вашингтона и членами НАТО, когда большинства топ-менеджеров Кремля ещё в проекте даже не было. В советское время граница с Турцией была самой напряженной границей на юге СССР. А до этого турки были клиентами просто Берлина, а потом гитлеровского Берлина. Ребята из Кремля какие-то дела самостоятельные хотели с Анкарой делать, «Турецкий поток» в пику «Южному потоку» хотели строить – это как попытка наладить обмен с отдельными овощами в чужом огороде.

Понятно, что без санкции, или даже без прямого указания от своих патронов, никакой Эрдоган не полез бы в это дело. Спокойная реакция НАТО и Вашингтона, однозначно указывает на отсутствие для них неожиданностей.

Целью, надо полагать, проверка реакции РФ. Точнее, отсутствие реакции, ибо несмотря на грозные заявления из Кремля, кроме запрета своим туристам ездить отдыхать в Турцию и отказа от турецких помидоров, для какого-то серьёзного ответа ресурсов нет. Утрутся и промолчат, ну может расскажут про усиление бомбежек по ИГ – типа мы наносим удары по союзникам Турции.

Запад осознает слабость кремлевского режима во всех аспектах — его оторванность от общества, реальную непопулярность и крайнюю уязвимость.

Ну и раз оно пошло косяком, вскорости нужно ожидать ещё. Не для этого «партнеры» все это дело затевали.

Все вместе означает, что градус давления на Кремль повышен. Ставки растут. Это не временное обострение, дальше будет больше. Намного больше.

Аналитический отдел АРИ