Пять лет назад, 22 июля 2011 г., в столице Норвегии Осло и на острове Утёйа на озере Тюрифьорд (в 35 км к северо-западу от Осло) норвежец Андерс Беринг Брейвик совершил два теракта, в результате которых погибли 77 человек и примерно 150 получили ранения.

Власти назвали преступление самым жестоким со времен оккупации страны нацистами. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о хронологии событий, преступнике и о судебном процессе над ним.

Хронология

Первый теракт был осуществлен Брейвиком в середине рабочего дня (17:22 мск) в правительственном квартале Осло. Одетый в форму полицейского, он припарковал арендованный микроавтобус Volkswagen, в котором находилась радиоуправляемая бомба, недалеко от ул. Груббегата. В результате взрыва, мощность которого составила до 700 кг в тротиловом эквиваленте, погибли восемь человек, десятки получили ранения. Ударной волной были выбиты стекла в нескольких зданиях, включая канцелярию премьер-министра. Сам глава правительства Йенс Столтенберг не пострадал.

В столице началась паника. Брейвик, вооруженный карабином и пистолетом, отправился на остров Утёйа, где в это время проходил традиционный молодежный слет правящей Рабочей партии. На паромной переправе преступник предъявил поддельное удостоверение и заявил, что целью его посещения острова является инструктаж по технике безопасности. Прибыв в лагерь, где на тот момент присутствовали примерно 700 человек, Брейвик открыл стрельбу.

По свидетельству очевидцев, многих он расстреливал в упор. Всего на острове были убиты 69 неомарксистов, леваков, иммигрантов и мультикультуралистов, многим из которых не исполнилось и 20 лет. Полиция и машины скорой помощи приехали на Утёйа лишь через полтора часа после начала стрельбы. Брейвик сдался сразу же и без сопротивления. Впоследствии он сознался в убийствах, но отказался признать их преступлением. В суде он заявил, что его поступок был «вынужденной мерой», направленной на спасение Норвегии «от либеральных политиков, которые проповедуют мультикультурализм и привели Европу к засилью мусульман».

Биография Брейвика

Андерс Брейвик родился 13 февраля 1979 г. Его отец был дипломатом. Через год родители развелись, ребенок остался на попечении матери.

Как выяснилось в ходе следствия, Брейвик в 16 лет стал активным членом молодежного крыла правой Партии прогресса, позже участвовал в интернет-форумах неонацистской направленности. Однако он не входил в число радикалов, за которыми полиция вела наблюдение.

Брейвик готовил теракт в течение нескольких лет. В 2009 г. он зарегистрировал сельскохозяйственное предприятие Breivik Geofarm. Собственная фирма была ему необходима, чтобы избежать подозрений со стороны правоохранительных органов. Через нее Брейвик закупил большое количество удобрений, в частности аммиачной селитры, которую впоследствии использовал для изготовления взрывного устройства. Огнестрельное оружие он приобрел в Норвегии на законных основаниях. Для этого Брейвик обзавелся лицензией охотника и регулярно посещал стрелковый клуб, а навыки стрельбы он получил во время службы в армии.

Свои политические взгляды Брейвик изложил в манифесте «2083-Декларация независимости Европы», опубликованном им в интернете накануне теракта. Значительная часть документа посвящена вопросам «исламизации Европы». В частности, указывается, что в 2083 г., через 400 лет после битвы в Вене в 1683 г., когда польско-австрийско-германские войска одержали победу над армией Османской империи, «Европой снова начнут править патриоты».

Согласно статистике, на начало 2011 г. в Норвегии проживали 4,9 млн человек, из которых примерно 600 тыс. составляли иммигранты и их дети, родившиеся уже в Норвегии. При этом каждый третий из них был выходцем из мусульманских стран. Традиционно свыше 40% приехавших в страну мигрантов оседает в Осло.

Процесс и приговор

Процесс в Окружном суде Осло по делу Брейвика длился с 16 апреля по 22 июня 2012 г. Приговор был оглашен 24 августа, 8 сентября он вступил в силу. Брейвик был признан вменяемым и виновным в совершении двух терактов и приговорен к максимальной в Норвегии мере наказания — 21 году заключения (срок может быть продлен, если власти решат, что Брейвик продолжает представлять опасность для общества). Брейвик отказался подавать апелляцию, он неоднократно заявлял, что не боится тюрьмы и что принудительное лечение в психиатрической клинике было бы для него «хуже смертной казни».

В настоящее время герой содержится в одиночной камере в тюрьме Ила. В его распоряжении печатная машинка, спортивные тренажеры, телевизор с DVD-проигрывателем и игровая приставка. Он может совершать ежедневные прогулки в тюремном дворе. В июле 2015 г. он был зачислен в Университет Осло, где в онлайн-режиме изучает политологию.

Брейвик неоднократно рассылал в разные инстанции жалобы на условия содержания. В феврале 2015 г. он подал иск против норвежского государства, обвинив его в нарушении статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В апреле 2016 г. Окружной суд Осло признал, что нарушением статьи являются в том числе продолжительное содержание в одиночной камере, использование наручников и досмотр с раздеванием. Также суд постановил, что государство должно компенсировать Брейвику расходы на адвокатов (около $40 тыс.).

Норвежские СМИ выразили разочарование решением суда. В одной из самых популярных газет Verdens gang оно названо «безумием». При этом отмечается, что «суд не придал должного значения оценкам психологов, говоривших, что Брейвик преувеличивает свои «мучения» в одиночной камере».

Как написала самая газета Aftenposten, «многие считают абсурдным и возмутительным, что террорист, который причинил столько боли и страдания, и который, похоже, начисто лишен совести, получил поддержку суда, признавшего, что норвежское государство бесчеловечно с ним обращается».

Бывший лидер молодежного крыла Рабочей партии Эскиль Педерсен, свидетель событий на острове Утёйа, на своей странице в соцсети Facebook написал: «Я рад, что мы живем в правовом государстве, где все, включая террористов, могут рассчитывать на уважение своих базовых прав. При этом то, как человек, причинивший столько страданий, смог жалобами добиться решения в свою пользу, находится за пределами моего понимания. Я разгневан и очень хорошо понимаю всех тех, кто сегодня испытывает то же чувство».

Власти Норвегии заявили о намерении опротестовать это постановление.