Адам Осмаев и Амина Окуева(Настя Никифорова)

Киевский расстрел объединил троих граждан России — семью московско-одесских жуликов и близкого к Рамзану Кадырову петербургского бандита

Шедевры неповторимы и уникальны […] именно этими соображениями руководствовалось преступное сообщество, похитившее летом 2008 года из одесского Музея западного и восточного искусства всемирно известную картину крупнейшего мастера барокко, итальянского живописца и реформатора европейской живописи XVII века Микеланджело Меризи да Караваджо «Поцелуй Иуды». Собственно говоря, автор называл это полотно «Взятие Христа под стражу», но в искусствоведческом сообществе прижился именно «Поцелуй Иуды» — евангелическое значение картины отражает глубокий смысл предательства, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.

Полотно размером 134х172,5 см датируется 1573-1602 годами. Известный российский дипломат и коллекционер Александр Базилевский приобрел его в Париже и в 1870 г. преподнес в дар великому князю Владимиру Александровичу. В начале XX века полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е гг. поступило в галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства). Авторство Караваджо долгое время находилось под вопросом, пока в середине 50-х годов XX века московский искусствовед Ксения Малицкая не доказала принадлежность картины кисти великого мастера. В 2005 г. этот вывод был подтвержден испанскими экспертами. Экспертами аукциона «Сотбис» знаменитое полотно оценивалось в 50 миллионов фунтов стерлингов, что приблизительно соответствует 100 млн вечнозеленых американских долларов.

И вот, в ночь на 31 июля 2008 года неизвестные взломали окно на втором этаже здания музея в Одессе, забравшись туда по строительным лесам, вырезали картину из рамы и скрылись.

Кража повергла в шок сотрудников Одесского музея западного и восточного искусства, которые долго не могли прийти в себя после случившегося, ведь полотно «Взятие Христа под стражу или поцелуй Иуды» было здесь самым ценным экспонатом, которое привлекало внимание ценителей искусства всего мира.

— Коварные злодеи проникли в музей ночью, разбив окно на втором этаже, где и находилась картина, — страдальчески заламывал руки директор музея Виктор Сергеевич Никифоров. — Рама была тяжелой, потому ее не взяли, а картину грубо вырезали, оставив кусочки полотна…

В музее объявили бессрочный санитарный день, а директор, Виктор Никифоров, даже заболел от тяжелых моральных переживаний и пребывал в постели дома в Одессе. Его можно понять – такие потрясения на работе, а тут еще и в семье неурядицы – дочь спуталась с сомнительными личностями с Кавказа и объявила, что в очередной раз выходит замуж, причем без документального оформления, чисто по Шариату…

А тем временем, полотно великого мастера было объявлено в розыск по всему миру. Интерпол отслеживал всех крупных потенциальных коллекционеров – ведь ясно, что такие картины не воруются просто так, они похищаются только по особому заказу, причем, как правило, с предоплатой. Такие образы неоднократно обыгрывал Голливуд и даже наше кино в свое время в бессмертных «Стариках-разбойниках» довело тему «похищений века» в комедийной форме до советских трудящихся.

Следователи работали круглосуточно. Главным управлением Министерства внутренних дел Украины в Одесской области сразу была создана оперативно-следственная группа для раскрытия дела о краже картины, резонанс был настолько большой, что при расследовании дела бывали случаи, когда сотрудники Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Одесской области по звонку из Киева садились в автомобиль и в тот же день доставляли материалы дела в Генеральную прокуратуру. И постепенно стали выясняться подобности происшедшей кражи.

В первую очередь, следствие обратило внимание на загадочную насильственную смерть в день похищения картины известного коллекционера из Харькова, Николая Пономаренко. По одной из версий известный антиквар мог быть причастен к преступлению. У него дома даже проходил обыск, но следователи так и ничего нашли. Позже украинское следствие объявило, что, мол, Пономаренко не причастен к похищению, а убили его в тот же день лишь по совпадению якобы из-за долгов.

Расследование шло дальше. Было установлено, что, оказывается, незадолго до преступления в учреждении проводился ремонт. Директор Виктор Никифоров распорядился перенести экспозицию картин, включая «Поцелуй Иуды», в другой зал, где сигнализация работала с перебоями. Ремонтом занималось примерно сто человек, которые «постоянно что-то разбивали». Так, в зале, куда перенесли Караваджо, они разбили оконное стекло. На следующий день поставили новое, но не закрепили его должным образом. И надо же было такому случиться, что именно через это окно в музей и залез вор!

Осмотр места происшествия показал, что стекло аккуратно вынули и поставили у стены. Очевидно, преступник знал о том, что его не закрепили, чем и воспользовался. Между тем, следователи даже не пытались установить, какая именно организация проводила ремонт музея. Соответственно, не нашли, не допросили и не проверили на предмет причастности к преступлению рабочих.

Кстати, что касается фирмы, которая проводила ремонт, то ее долго искать не надо. С 2008 по 2011-й годы все работы в здании вела одна и та же организация – ООО «ПКФ «Александр», — освоившая без малого 33 миллиона государственных гривен. Одно время директора фирмы Александра Грушевича даже привлекали к уголовной ответственности за присвоение бюджетных средств, но дело закрыли после его гибели в донецкой авиакатастрофе. Но следователи оставили это без внимания, так и не отразив данную фирму в расследовании, и продолжили следственные действия следующие долгие 2 года.

В это же время директор музея за допущенную халатность, повлекшую за собой похищение картины Караваджо, был уволен с должности, однако, судя по его дальнейшей жизни, не слишком переживал об этом. Виктор Никифоров по случаю приобрел квартиры сразу в двух достаточно дорогостоящих городах – Киеве и Москве, а также несколько автомашин престижных марок, записанных, правда, на другие имена, в том числе жены и дочери. То есть, директор одной из самых бедных искусствоведческих организаций за несколько лет беспорочной службы, благодаря рачительности и умелому хозяйствованию, сумел скопить достаточно денежных средств, дабы потратить их на улучшение благосостояния своей любимой семьи и себя лично.

Но вот какое дело: в 2010 году грянула неожиданная новость – после долгих лет изучения «Поцелуя Иуды» дублинские искусствоведы, всегда возражавшие против признания одесского Караваджо подлинником, восторжествовали победу – картина была признана повторением оригинала, но не самим оригиналом. Как установила экспертиза, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Её заказал родной брат Кириако Маттеи, владельца оригинала, — Асдрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствуют записи в его бухгалтерской книге).