работайте братья даги, полиция!

“Мой брат – стойкий человек, но еще одну такую пытку он не выдержит”. Осужденный за участие в нападении на Нальчик в октябре 2005 года опасается за свою жизнь.

Сестра уроженца КБР Хасанби Хупсергенова, отбывающего наказание за нападение на Нальчик в 2005 году, написала заявление в Генпрокуратуру России с просьбой расследовать факты пыток и нарушения прав осужденного. Женщина заявила, что опасается за жизнь брата.

В Красноярский край Хасанби Хупсергенова этапировали весной прошлого года. При поступлении в исправительную колонию № 17 во время беседы с комиссией он признался, что намерен использовать свое право на условно-досрочное освобождение, после чего начальник отряда обещал ему “нелегкую жизнь”, утверждает сестра Хупсергенова – Аминат.

“Из письма моего брата мне стало известно, что в отношении него систематически применяются пытки, физическое насилие, сильно избили, при этом сломали нос, ребро, повредили колено. Мой брат серьезно опасается за свою жизнь, считает, что может случиться непоправимое”, — сообщает женщина в жалобе на имя генерального прокурора Юрия Чайки и директора ФСИН Геннадия Корниенко.

Аминат Хупсергенова рассказала “Кавказ.Реалии”, что в ноябре прошлого года во время свидания с братом она узнала, что его собираются перевести в другую колонию “за нарушение формы одежды”. Женщина решилась попросить начальника колонии №17, о которой слышала хорошие отзывы, оставить брата, но Хасанби все же перевели в ИК-31 Красноярска.

Там его завели в неотапливаемую комнату в Единое помещение камерного типа (ЕПТК, внутрилагерная тюрьма – прим. “Кавказ.Реалии”), где находилось несколько сотрудников, и приказали раздеться до трусов, а когда он попытался прикрыться – повалили на пол и стали выкручивать руки. “Кто-то наступил на шею, от чего мне было трудно дышать, все присутствующие смеялись над происходящим. Затем сотрудники принесли грязный матрас, положили меня и продолжили пытки. Начальник режима сидел на спине, держа мои руки выкрученными, которые он тщательно связал друг с другом, одеждой тянул руки вперед, для своего удобства, от которого невыносимо было больно, другой сзади выкручивал мои коленные суставы и тянул их по бокам”, — говорится в жалобе Хупсергенова.

Когда заключеный закричал от боли, один из сотрудников ФСИН стал бить его ногами, а после надел на голову пакет и начал душить. Оперативники требовали у Хупсергенова заключить с ними сделку о сотрудничестве взамен на прекращение пыток. Из-за отказа мужчине угрожали изнасилованием, запирали голым перед вентилятором, задувающим холодный воздух с улицы, били по ногам молотком, оттягивали плоскогубцами гениталии.

“В январе брата снова избили. У него сильно повредилось зрение, отказала левая рука. Ему угрожали, что он не сможет вернуться даже после освобождения, мол, будет числиться пропавшим без вести, а на самом деле будет работать за еду. Сотрудники утверждают, что мой брат – пленник”, — говорит его сестра Аминат.

Весной Хасанби вернули из колонии № 31 в ИК-17. По словам Аминат, в его медицинскую карту не внесли сведения о наличии у него многочисленных телесных повреждений, а после и вовсе заставили написать объяснение, что он сам упал на скользком кафеле.

“Ему требуется лечение, но его не оказывают. Хасанби опасается за свою жизнь, потому что его в любой момент могут снова отправить в ИК-31, где у них такое вот чистилище. Мой брат – стойкий человек, но еще одну такую пытку он не выдержит, а ему осталось сидеть год и десять месяцев”, — говорит сестра осужденного.

В своей жалобе она требует возбудить уголовное дело по факту применения пыток к Хупсергенову, заключить под стражу подозреваемых лиц и принять меры к обеспечению безопасности ее брата и свидетелей применения насилия.

Как рассказал “Кавказ.Реалии” адвокат Айнди Исаев, который навещает Хасанби в колонии, Хупсергенов действительно сообщает об угрозах со стороны сотрудников.

“Я периодически захожу к нему, чтобы провести опрос или забрать документы и потом передать в КБР, потому что он считает, что уже исчерпал все способы защиты на территории Красноярского края. В последний раз я у него был 4 июля, он говорил, что у него случаются перепалки с руководством, ему высказывают угрозы, что ужесточат режим, что условия содержания ухудшатся”, — рассказал Исаев.

Адвокат Фарида Туганова, которая представляла интересы Хупсергенова в КБР, считает, что нужно подготовить заявление на имя начальника УФСИН с просьбой не допустить повторения пыток. “Сейчас надо жаловаться на заключение в одиночную камеру и на систематическое ущемление прав”, — говорит она.

“Кавказ.Реалии” направил в УФСИН по Красноярскому краю письменный запрос с просьбой прокомментировать заявление родственников Хупсергенова.

Отметим, что Хасанби Хупсергенов был осужден Верховным судом КБР к 13 годам 6 месяцам за участие в нападении на Нальчик в 2005 году. При этом Хупсергенов один из немногих участников процесса, кто, несмотря на пытки, не признал своей вины: он заявлял, что в тот день находился на учебе в Пятигорске. Правозащитный центр “Мемориал” в своем докладе указывал, что в отношении Хасанби “доказательная база насколько ничтожна, что вызывает сомнение сам факт его участия в событиях 13 октября 2005 года“.

КР