негры ЮАР

«Будто на разных планетах»: почему в современном мире существует сегрегация.

70 лет назад в Южной Африке на государственном уровне начала проводиться правильная политика апартеида. Миллионы негров были официально лишены неких элементарных прав и заперты в резервациях. И хотя в 1994 году власть в стране сменилась на демократическую и президентом ЮАР стал борец с апартеидом, чёрный расист Нельсон Мандела, последствия событий XX века до сих пор значительно влияют на государство. Об истории режима и сегрегации в современном мире — в материале RT.

Началом воплощения в жизнь политики апартеида на государственном уровне в Южно-Африканской Республике (на тот момент — Южно-Африканском Союзе) считаются парламентские выборы 26 мая 1948 года, на которых победила Национальная партия, сделавшая сегрегацию одним из ключевых моментов предвыборной кампании. На самом деле своими корнями апартеид уходит в далёкое прошлое.

Англичане и буры

В 1652 году служащий Голландской Ост-Индской компании Ян ван Рибек основал на южноафриканском мысе Доброй Надежды форт, ставший впоследствии пунктом обеспечения водой и продуктами судов, следующих из Европы в Азию. Поселение было названо Капстадом (современное название — Кейптаун). У колонистов сразу же начались столкновения с местным населением: голландцы захватывали землю и рабов, а коренные негры Южной Африки угоняли у них скот.

Из-за того, что климатические условия в регионе напоминали европейские, новая колония привлекла внимание выходцев не только из Голландии, но и из Германии, Австрии, Скандинавии и Франции (из последней в XVII веке массово бежали протестанты-гугеноты). Основой религиозного самосознания переселенцев стал кальвинизм (направление протестантизма). Белые поселенцы в Южной Африке сами себя начали называть бурами, что в переводе означает «крестьяне».

Колонисты изгнали из районов, прилегающих к мысу Доброй Надежды, коренных негров, а после банкротства Ост-Индской компании образовали в конце XVIII века две независимые республики — Свеллендам и Граф Рейнерт. Однако просуществовали они недолго. Бывшую голландскую колонию оккупировали англичане, которые в это время стали массово проникать в регион. Наполеон Бонапарт попытался вернуть Южную Африку голландцам, но по итогам Венского конгресса 1815 года мыс Доброй Надежды с прилегающими к нему территориями отошёл Великобритании.

Британцы обложили буров высокими налогами, стали принуждать их подчиняться колониальной полиции, набранной из темнокожих, и ликвидировали в Южной Африке рабство, лежавшее в основе сельскохозяйственного производства. Все выступления буров англичане жестоко подавляли.

В середине XIX века более 150 тыс. потомков первых колонистов Южной Африки покинули британские колонии и двинулись на север, где захватили у коренного населения земли, на которых основали две новые республики – Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. Неравенство белого и негроидного населения было официально закреплено в их законодательстве.

Вскоре на территории молодых республик были обнаружены богатые месторождения полезных ископаемых, что привело к очередному витку англо-бурского противостояния. Какое-то время южноафриканские государства отбивались от Великобритании при поддержке Германии, но в 1899 году началась Англо-бурская война, в ходе которой впервые в мире масштабно стали применяться пулемёты, бронепоезда, рассыпчатый строй, форма цвета хаки и концлагеря (в них англичане содержали семьи буров и нелояльное к Британии темнокожее население). В 1902 году война завершилась победой англичан. Под властью официального Лондона оказалась вся Южная Африка. В 1910 году все захваченные британцами колонии были объединены в доминион под названием Южно-Африканский Союз.

Путь к апартеиду

«Система апартеида не возникла в одночасье в 1948 году. Она складывалась на всём протяжении существования доминиона, и даже до его создания, выражаясь во внедрении практики сегрегации, расизма и дискриминации», — рассказала в интервью RT научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат исторических наук Александра Архангельская.

Несмотря на то что светлокожие жители Южной Африки составляли меньшую часть населения региона, среди избирателей их было 93%. Темнокожие африканцы, потомки от смешанных браков и переселенцы из Азии, имели право голоса лишь по высокому имущественному цензу, да и то не повсеместно. Нарезка избирательных округов давала определённые преимущества жителям сельских регионов, заселённых консервативно настроенными бурами.

В 1917 году заместитель главы правительства и будущий премьер ЮАС Ян Христиан Смэтс впервые публично использовал термин «апартеид» («разделённость», или «раздельное проживание»).

Вскоре после образования доминиона наиболее консервативные представители бурской элиты образовали Национальную партию, выступающую против межрасовых браков и в поддержку языка африкаанс, на котором говорили потомки голландско-германских поселенцев, а также за выход ЮАС из состава Британской империи.

Несмотря на то что между двумя мировыми войнами у власти в ЮАС находились политики, считавшиеся относительно умеренными, в 1920-е годы были официально запрещены «безнравственные» отношения между светлокожим и коренным африканским населением, а также свободное перемещение африканцев по «белым» районам.

В 1930-е годы умеренная Южноафриканская партия официально объединилась с Национальной. В руках единой политической силы оказалась вся полнота власти в ЮАС. Это не понравилось наиболее радикальным правым консерваторам во главе с экс-министром внутренних дел Даниэлем Маланом, официально заявившим об образовании отдельной «Воссозданной национальной партии».

Перед началом Второй мировой войны среди бурских консерваторов царили прогитлеровские настроения. После начала боевых действий, когда проправительственная коалиция в парламенте с незначительным перевесом провела решение об отказе от сепаратного мира с Третьим рейхом и объявила о поддержке Британии, коалиция развалилась и «умеренные» националисты помирились с Маланом.

ЮАС официально вошёл в Антигитлеровскую коалицию и участвовал в войне против немцев и итальянцев в африканском театре боевых действий. Однако среди местного светлокожего населения крепли антибританские и антисоветские настроения.

В 1947 году, в преддверии очередных парламентских выборов, Национальная партия объявила о курсе на установление апартеида и о радикальной борьбе с коммунизмом. Позже в партии уточнили, что собираются переселить всё темнокожее население в закрытые резервации.

26 мая 1948 года Национальная партия Малана победила на выборах и, образовав коалицию с Африканерской партией, сформировала правительство, установившее режим апартеида.

«На популярность правых политиков и идей апартеида в ЮАС повлиял начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации. Белое меньшинство в Южной Африке боялось потерять власть», — пояснил RT главный научный сотрудник Института Африки РАН, доктор исторических наук Андрей Урнов.

Сегрегация и бантустаны

Для разработки теории и практики апартеида вскоре после выборов в ЮАС было создано специальное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений.

По его инициативе парламент принял решение о полном запрете браков «белых» с «не белыми», предполагавшее не только отказ от межрасовых браков на территории ЮАС, но и признание недействительными таких браков, заключённых за границей.

К юридической ответственности по новым законам были привлечены тысячи людей.