РФ-многонациональная страна. Следи за своими дочерьми!

«Второго шанса у тебя не будет» Четыре девушки обвиняют главу вологодского драмтеатра в изнасиловании и домогательствах. Он отвечает, что «это хайповая тема».

Живущий в Санкт-Петербурге театральный режиссер Дмитрий Егоров опубликовал в своем фейсбуке пост, посвященный режиссеру Вологодского драматического театра Зурабу Нанобашвили. Егоров рассказал, что Нанобашвили занимался сексуальными домогательствами, в том числе — приставал к несовершеннолетним студенткам из областного колледжа искусств. «Медуза» нашла четырех девушек, о которых говорил Егоров, и попросила Нанобашвили объяснить, что с ними случилось.

Репетиция

В середине апреля 2018 года режиссер и художественный руководитель Вологодского драматического театра Зураб Нанобашвили пообещал 17-летней Наталье (настоящее имя известно «Медузе» и изменено по просьбе девушки) — второкурснице вологодского областного колледжа искусств — дать роль в спектакле «Гроза» по пьесе Александра Островского. 49-летний Нанобашвили работает в театре с 2001 года, а также преподает актерское мастерство в местном колледже искусств. Как Наталья рассказала «Медузе», 24 апреля она попросила режиссера помочь ей разобрать роль. Нанобашвили сказал ей на следующий день прийти к нему на индивидуальную репетицию в малый репетиционный зал драмтеатра в полдевятого вечера.

На репетицию девушка пришла вместе с однокурсницей Ириной (ее настоящее имя также известно «Медузе» и изменено по просьбе девушки). Нанобашвили пригласил в зал обеих. По словам Натальи, режиссер сразу сказал студенткам, что они «слишком зажаты» и им нужно сделать упражнение на расслабление. «Это такое типичное упражнение, мы на занятиях выполняем его в течение пяти минут. Его суть в том, чтобы встать ровно, поставить ноги на ширине плеч и расслабить все мышцы», — объясняет Наталья. Однако, по ее словам, режиссер заставил их «расслабляться» около 50 минут.

«Он говорил нам повторять за ним какие-то странные реплики не из роли, произносить странные звуки, напрягаться и вновь расслабляться, — продолжает Наталья. — Через полчаса тело было уже ватное, осознавать происходящее становилось все сложнее. Тогда он стал открыто трогать нас за грудь, попу, за низ живота».

«Зураб Анзорович на занятиях вел себя как очень деспотичный и жесткий человек. Поэтому даже когда он стал приставать, я обомлела и не могла ему сопротивляться, — добавляет Ирина. — Все тело стало ватным, и я, кажется, даже не ощущала своих ног и рук. Хотелось только зажмуриться и чтобы это все скорее закончилось».

Затем, по словам Натальи, режиссер сказал обеим девушкам стоять смирно и стал «совать язык» им в рот и в уши. «Потом сказал нам трогать через штаны его член. А потом сказал сесть перед ним на колени и прикасаться к его члену через штаны губами. Я была в оцепенении и повиновалась», — рассказывает Наталья. По словам Ирины, после этого Нанобашвили сказал девушкам лечь на два разных дивана в репетиционном зале — так, чтобы они не видели друг друга, — и читать по ролям пьесу. «Пока мы произносили реплики, Зураб Анзорович стал очень глубоко засовывать нам в трусы руку, щупал нас и целовал. При этом говорил не останавливаться и произносить реплики», — рассказывает Наталья. По ее словам, это продолжалось два часа.

Затем, рассказывают студентки, режиссер посадил их на диван и спросил, не тошнит ли их и все ли им понравилось.

Нанобашвили предложил им прийти еще на одну репетицию в субботу, 26 апреля, и на прощание поцеловал обеих. Однако, по словам девушек, ни на репетицию, ни на занятия, которые ведет Нанобашвили, они с тех пор не приходили. Они рассказали обо всем родителям, а после майских праздников обратились с заявлениями на Нанобашвили в местные прокуратуру и Следственный комитет. По словам девушек, следователь сказал им, что проверка будет проводиться до 8 июня, после чего будет принято решение о том, возбуждать уголовное дело или нет. (В управлении СК по Вологодской области комментировать эту информацию отказались.)

Истории девушек вскоре стали известны в колледже, где преподает Нанобашвили. По словам Ирины и Натальи, некоторые однокурсники считают, что девушки просто хотят «пропиариться» и на самом деле сами соблазнили режиссера. По словам студенток, кто-то из однокурсников давал в Следственном комитете показания против них и обвинял их в «аморальном поведении». Но есть студенты, которые верят девушкам и поддерживают их.

«Когда наши родители пришли поговорить о случившемся с директором колледжа Львом Трайниным, он сказал, что спрашивал у Нанобашвили об этом, — рассказывает Наталья. — Тот ответил, что просто „играл“».

До мая занятия по актерскому мастерству у студентов колледжа искусств проходили четыре раза в неделю; два раза их вел Нанобашвили, остальные два — другой преподаватель. После произошедшего Нанобашвили перестал вести занятия у второго курса, сейчас его заменяет другой педагог. На первом курсе режиссер преподает по-прежнему.

Зураб Нанобашвили отказался прямо отвечать на вопрос «Медузы», совершал ли он насильственные действия в отношении своих студенток. Он сказал, что говорить об этом «преждевременно». «Сейчас ведется проверка обращения [поступившего в СК от девушек], надеюсь, выяснится, кто кого и в чем обвиняет. Детали я не могу вам рассказать, это было бы преждевременно, но я надеюсь на объективность Следственного комитета, — сказал Нанобашвили „Медузе“. — А моральную сторону обращавшихся [с заявлениями] еще нужно установить. Понимаю, что это хайповая тема, но у нас не Америка». Нанобашвили добавил: «Кафедру актерского мастерства [в колледже] основал я, и этот конфликт не выглядит так просто, как кажется на первый взгляд». Он отказался объяснять, что имеет в виду.

Кастинг

21-летняя Полина (настоящее имя известно «Медузе» и изменено по просьбе девушки) рассказала «Медузе», что в 2015 году Нанобашвили ее изнасиловал. По словам девушки, тогда ей только исполнилось 18 лет, она училась на втором курсе Вологодского педагогического института, также у нее было хореографическое образование. Летом перед третьим курсом она решила пройти кастинг на временную роль танцовщицы в мюзикле «Пули над Бродвеем», поставленном в драмтеатре.

Она получила роль и тогда же впервые встретилась с Нанобашвили, но не общалась с ним. В конце лета ей пришло письмо из драматического театра с предложением пройти кастинг и стать актрисой театра на постоянной основе.