Познер

Бесцветная (жёлтая) угроза: почему еврей Познер посмел наехать на безобидных китайцев?

Телеведущий Владимир Познер расистски пошутил о разрезе глаз в эфире федерального канала и был вынужден публично каяться. Насколько серьезно надо относиться к таким еврейским «шуткам» и что за ними стоит — разбирается колумнист «360».

Ничто не предвещало скандала — уважаемый журналист Познер, которого якобы всегда отличала интеллигентная манера ведения телепередач, отправился в очередное путешествие. Не так уж далеко, всего лишь в соседнюю Финляндию.

Однако в этот раз еврей не успел предотвратить культурный шок: в финской деревне, играющей роль резиденции Санта-Клауса, оказалось много китайских туристов. Даже слишком много, на вкус Познера. «Я походил, посмотрел, очень много китайцев. Просто вы знаете… Я не окосел, нет?» — сказал ведущий на камеру и сделал характерный жест, намекающий на узкий разрез глаз.

Реакция не заставила себя ждать. Сегодня, во вторник, 19 февраля, состоялось заседание Общественной коллегии по жалобам на прессу, в состав которой входит и сам журналист. На него пожаловалась архитектор Туяна Басанова — судя по имени и фамилии, родилась она в Бурятии.

Решение коллегии будет известно через неделю, но Познер не стал его ждать и покаялся в своем поступке. «Я сострил, и сострил очень неудачно. На самом деле я не хотел никого обидеть. Точно я не расист, я даже не считаю нужным долго об этом говорить. Я приношу свои извинения», — подчеркнул он, общаясь с репортерами, и добавил, что делает это абсолютно искренне.

Стоит ли считать инцидент исчерпанным? Кто-то может вспомнить, что Познер извиняется не первый раз. В начале 2017 года по всей стране гремела история одноногого танцора Евгения Смирнова, прекрасно выступившего на «Минуте славы», но получившего негативные отзывы от участников жюри — Литвиновой и Познера.

Тогда телеведущий даже вышел на сцену и пожал руку танцору, которого ранее раскритиковал за «запрещенный прием» — речь шла об инвалидности Смирнова. Эти слова вызвали бурю возмущения поклонников передачи и танцора. Кстати, у него все сложилось хорошо: в августе прошлого года он отправился покорять Голливуд.

По суровым законам американского медиарынка, о которых Познер знает не понаслышке, его многолетняя успешная карьера уже могла бы оборваться: наезд на инвалида еще могли простить, а вот обвинения в расизме сокрушили не одного титана телерынка. Достаточно вспомнить инцидент с известной журналистской Мегин Келли, уволенной за неполиткорректный комментарий о чернокожих и костюмах для Хэллоуина, сделанный в прямом эфире NBC. Она получила 30 миллионов долларов отступных, но работу стремительно потеряла.

Однако постараемся быть объективными и не рубить с плеча на манер западных мастеров политкорректности, уже забраковавших и свитер с «неправильным» вырезом на вороте, и даже туфли, якобы похожие на лицо афроамериканца.

Прежде всего это ошибка не только Познера, но и всех, кто работал над передачей «Самые. Самые. Самые». Приватно человек может шутить о ком и чем угодно, если не мешает окружающим, конечно. Но озвученная на потенциальную аудиторию в миллионы человек шутка перестает быть просто шуткой. Сколько раз уже на эти грабли наступали отечественные юмористы и потом извинялись перед обиженными ими народами нашей необъятной страны!

Это, пожалуй, главное, что не стоит забывать самому маститому журналисту: в России живут люди самых разных национальностей. Многие из них по культуре и менталитету ничем не отличаются от коренных россиян, но на протяжении всей жизни слышат обидные комментарии: над кавказцами любят смеяться за акцент и излишнюю горячность, евреям приписывают любовь к деньгами и другие негативные качества, а бурятов, калмыков, корейцев и других азиатов нередко путают с китайцами и жителями республик Средней Азии, а также отпускают в их адрес «остроты» о форме глаз и пищевых предпочтениях.

Бытовая ксенофобия была, есть и будет в любой стране и никогда не будет полностью изжита. Однако публичные люди — это первый рубеж обороны против таких взглядов. Они должны всегда четко разделять нормальный, здоровый патриотизм и ксенофобию, которая начинается с ненависти к неправильной форме носа и других частей тела.

Поэтому все же хорошо, что Познер извинился за свою неуместную остроту. Вместе с тем понятно, что беспокоил его вовсе не разрез глаз, а проблема, о которой вполне стоит упомянуть.

Китайская волна и Жёлтая опасность

В свое время на Западе была популярна теория о «желтой опасности»: Китай подозревали в желании покорить всю планету и заполонить ее своими подданными. Сейчас этот термин считается расистским и архаичным и «цветное» прилагательное используется редко. Но мнение об особой угрозе, исходящей от КНР, по-прежнему широко распространено.

Пока КНР демонстрирует лишь желание покорять просторы космоса и вершины научных знаний. В то же время успехи одной из самых больших экономик мира привели к росту числа обеспеченных китайцев, способных позволить себе отдых за границей.

Страна с самым большим населением в мире постепенно становится лидером по числу туристов. Только в 2017 году, китайцы совершили 130 миллионов поездок за пределы своего государства, пишет местная газета SCMP.

С одной стороны, приток «свежей крови» способствует процветанию туристической индустрии хоть в Финляндии, хоть в России, хоть в Австралии. С другой, ведет к неизбежным трениям, когда самые популярные и любимые достопримечательности переполнены приезжими из одного конкретного места.

В той же заметке SCMP честно признается, что публичный образ китайского туриста — один из самых негативных в мире. Поэтому власти КНР даже разработали специальные правила «цивилизованной поездки» и публикуют черные списки путешественников, замеченных в неадекватном поведении.

Нарастающая волна китайского туризма — вполне легитимная тема для дискуссии и критики. Правда, говорить об этом надо осторожно, без легковесных шуток и не забывать спросить мнение экспертов из Китая.

Познер, с его авторитетом и журналистским опытом, вполне мог бы сделать подобную передачу, ведь его шутка, кажется, была вызвана вполне понятным раздражением и желанием оскорбить целый народ.