Путин

Газета «Монд» публикует ряд статей о том, как путинская Россия на протяжении нескольких лет расширяет сети влияния за границей. Сегодня Изабель Мандро рассказывает о связях Кремля с рядом радикальных партий в Западной Европе. Россия постепенно встала на сторону ультраправых против либеральной демократии. Укрепляя позиции друг друга, они ослабляют Европейский союз.

Склонившись над столом, Владимир Путин нацелил недружелюбный взгляд на украинского коллегу Петра Порошенко в присутствии Франсуа Олланда и Ангелы Меркель, которые застыли словно восковые фигуры. 17 октября 2014 года у российского лидера оставалась последняя встреча в рамках его поездки в Италию. Наконец-то. После двухдневных переговоров в Милане, где на евразийском саммите встретились порядка пятидесяти мировых лидеров, президенту России предстояло поговорить с последним собеседником: Маттео Сальвини.

Встреча не значилась в официальной программе, однако Владимир Путин уже уехал из миланского Дворца съездов, чтобы увидеться со старым другом Сильвио Берлускони, что не ускользнуло от взглядов журналистов. Как бы то ни было, никто не подозревал, что в расположенном неподалеку кафе состоится еще одна беседа. Тогда Маттео Сальвини был всего лишь евродепутатом, федеральным секретарем расистской и ксенофобской партии «Лига севера». Никто и представить себе не мог, что четыре года спустя он станет самым видным итальянским политиком, министром внутренних дел и вице-премьером. В любом случае российский лидер выбрал именно его для встречи вне протокольных обязательств саммита.

Фото этого необычного рандеву появилось не сразу. Маттео Сальвини сам опубликовал его на своей странице в «Фейсбуке» 9 мая 2015 года со словами «Я с ним». Дата была выбрана отнюдь не случайно: она соответствует 70-й годовщине окончания Великой Отечественной войны (так в России называют Вторую мировую), которая с размахом отмечается в Москве на Красной площади. Западные руководители отклонили приглашение, однако их места на трибунах заняли другие гости: неизвестные представители и посредники европейских ультраправых.

Месть изгнанника

С 2014 года между Западом и Россией все пошло не так. Владимир Путин стал изгоем. В марте того же года он дал добро на аннексию украинского Крыма. В апреле на востоке Украины начала литься кровь в результате вспыхнувшего в Донбассе конфликта между поддержанными Москвой пророссийскими сепаратистами и украинской армией. В ноябре 2014 года, через месяц после саммита в Милане, Франсуа Олланд заявил, что обстановка не позволяла выполнить договор о поставке в Россию кораблей «Мистраль». Был принят целый ряд санкций. Этот период ознаменовал собой поворотный момент в отношениях Кремля и Запада. Партнеры из числа европейских ультраправых, с которыми ранее тайно налаживала связи Москва, теперь смогли выйти из тени.

Президент России больше не стеснялся появляться рядом с ними. Самым наглядным тому подтверждением стал прием, оказанный Марин Ле Пен в марте 2017 года, в разгар президентской кампании во Франции. «Знаю, что Вы представляете достаточно быстроразвивающийся спектр европейских политических сил», — сказал он на встрече. Лидер «Национального объединения» («Национальный фронт») не скрывала радости: до того момента она была запасным вариантом для Кремля, который делал ставку на Франсуа Фийона. Тем не менее тот погряз в судебных разбирательствах, что позволило Ле Пен выйти на первые роли. Ее обласкали вниманием. Фотография их рукопожатия облетела весь мир. Параллельно с этим телеканал российского Минобороны «Звезда» опубликовал хештег #jevotemarine (#яголосуюзамарин) на своей странице в «Твиттере».

В августе 2018 появился другой сенсационный снимок. Путина пригласили на свадьбу Карин Кнайсль, министра иностранных дел Австрии и члена ультраправой Австрийской партии свободы. Путин танцевал вальс с виновницей торжества в окружении сотни гостей в традиционных костюмах. Кроме того, он привез с собой казачий хор. Кадры того, как президент России с улыбкой на губах кружится в танце с министром, которая прославилась критикой ЕС и стереотипными заявлениями о мигрантах, вызвал у многих тревогу и подозрения насчет попыток Москвы вмешаться в дела Европы.

Тень хакеров

Обвинения насчет российского вмешательства в президентские выборы в США в 2016 году и взлом российскими хакерами переписки Эммануэля Макрона и его предвыборного штаба год спустя не могли не встревожить европейцев. С приближением европейских выборов (с 23 по 26 мая) эти опасения только растут, тем более что большая часть крупных ультраправых объединений присутствует в избирательных списках.

Как отмечают в немецкой медиагруппе RND, разведка ФРГ начала расследование потенциальных связей России с ультраправыми кругами, в частности с партией «Альтернатива для Германии», впервые прошедшей в парламент в 2017 году. В феврале того года Фрауке Петри (Frauke Petry), которая в тот момент возглавляла АДГ, пригласили в Москву на встречу со спикером Думы Вячеславом Володиным и лидером ультранационалистической ЛДПР Владимиром Жириновским. Эта поездка вызвала бурю эмоций, в том числе в рядах АДГ.

«Путинская Россия постепенно встала на сторону ультраправых против либеральной демократии. Они укрепляют позиции друг друга, а их коалиция может ослабить и дестабилизировать Запад и, в частности, Европейский союз», — отмечает Антон Шеховцов из Института евроатлантического сотрудничества в Киеве. По словам эксперта, который опубликовал в 2017 году книгу «Россия и западные ультраправые», это сближение терпеливо выстраивается с прицелом на долгосрочную перспективу.

Влиятельные и активные посредники

По факту, почва подготавливалась задолго до появления Владимира Путина перед камерами в обществе известных ультраправых деятелей. Дело в том, что в приближенных к российской власти кругах нет недостатка в посредниках. К их числу относится, например, Александр Дугин, теоретик и проповедник евразийского процесса. Этот 57-летний интеллектуал и полиглот хорошо знает практически весь спектр нелиберальных правых, вплоть до самых крупных радикалов, от Европы до США и Бразилии. Именно по его инициативе Алена Сораля (Alain Soral), друга антисемита Дьедонне и основателя ультраправого сайта «Равенство и примирение», пригласили в Москву на форум «неприсоединившихся» СМИ, который был организован в июне 2016 года главным российским проправительственным информагентством «Россия сегодня» на тему «Новая эпоха журналистики: прощание с мейнстримом».

Еще одним посредником стал православный олигарх Константин Малофеев, который оказался в европейском санкционном списке из-за предполагаемого финансирования войны на Украине. Этот миллиардер с ухоженной бородкой внес большой вклад в развитие связей с европейскими ультраправыми партиями, в первую очередь с «Национальным фронтом» Жан-Мари Ле Пена, а затем и его дочерью Марин. Способствовали этому и консервативные иерархи православной церкви. «Мы должны сообща защитить христианскую Европу», — заявил в 2016 году митрополит Тихон, который, как считается, входит в ближайшее окружение Путина.