Роман Халилов (слева) и Руслан Архипов (справа)

В Верховном суде Татарстан с февраля этого года рассматривается дело обвиняемых в убийстве студента из Чада — Романа Халилова, Руслана Архипова, Ростислава Малахова и Аделя Аскарова. Их также обвиняют в экстремизме. Больше двух лет первые трое находятся в СИЗО, последний — под подпиской о невыезде. Никто из них свою вину сейчас не признаё​т. Суд проходит с участием присяжных. К этому моменту стороны уже допросили всех обвиняемых, а присяжные услышали первоначальные признательные показания. О чем обвиняемые говорили на заседаниях и почему они отказалась от первоначальных показаний — в материале «Idel.Реалии».

Перед тем, как говорить о позиции каждого на скамье подсудимых, вспомним, что именно вменяется молодым людям. Ключевое обвинение — убийство студента из республики Чад Махджуба Тиджани Хасана, совершенное в феврале 2017 года — вменяется Роману Халилову и Руслану Архипову. Они, по мнению следствия, состояли в нацистской группировке, основанной на принципах национальной и расовой неприязни. Помимо убийства молодым людям вменяется еще десять преступных эпизодов различной степени тяжести — от призывов до поджога автомобиля с кыргызстанскими номерами и нападений на людей.

Адель Аскаров

Ростислава Малахова и Аделя Аскарова обвиняют в организации и участии в экстремистском сообществе, призывах к экстремистской деятельности. Малахову, помимо прочего, вменяется насилие против полицейского. Каждый из них называет дело сфабрикованным и отказывается признавать вину.

Первым суд вызвал на допрос Ростислава Малахова. Не успела его адвокат Инна Барлева озвучить первые три вопроса, как судья Айрат Ибатуллин удалил обвиняемого из зала за неоднократные нарушения. Первое замечание Малахов получил, когда отвечал на вопрос своего защитника: «Как вы познакомились с обвиняемым Русланом Архиповым?».

— В августе 2017 года нас познакомил следователь Игорь Золотов в здании суда, — произнёс Малахов, после чего судья вынес замечание.

При рассмотрении дела с присяжными всем сторонам процесса запрещается разглашать информацию о ходе расследования дела. К такой информации относятся и формулировки «нас познакомил следователь» и заявления о пытках.

Следующее замечание Малахов получил меньше, чем через минуту: негативное высказывание в адрес председательствующего. Молодой человек попытался оспорить позицию судьи, из-за чего получил замечание за нарекания. После этого адвокат Малахова Инна Барлева спросила, придерживается ли он национал-социалистической идеологии. Обвиняемый сказал, что с 2011-го по начало 2015 года воспринимал данную идеологию, «но после перестал относить себя как-либо к национал-социалистам». Молодой человек упомянул, что в тот период он отбывал наказание в колонии, и получил последнее замечание судьи.

Айрат Ибатуллин заявил, что Малахов разглашает личные сведения, которые могут его характеризовать. По словам судьи, это также запрещено в присутствии присяжных. После этого Ростислава Малахова удалили с процесса до следующего дня. Сторона защиты перешла к допросу обвиняемого в экстремизме Аделя Аскарова.

Молодой человек рассказал присутствующим, что не признает свою вину: в экстремистских сообществах не участвовал, никого не призывал, ненависть не побуждал. По словам Аскарова, он был с детства знаком с Романом Халиловым: учились в одной школе, вместе играли в футбол.

Их общение, исходя из слов обвиняемого, прервалось после окончания школы, но возобновилось еще через пару лет. С Архиповым и Малаховым Аскаров, по его словам, познакомился только на предварительном слушании. Несмотря на отрицание своей вины в экстремизме, молодой человек подтвердил, что мог публиковать какие-либо материалы в соцсетях, «но без умысла».

— Информация на моей странице во «ВКонтакте», размещенная с 2010 года, не имела никакого смыла, не несла за собой ничего. Я интересовался много чем и это прокуратура пытается представить как доказательства моей вины. Я сам по национальности татарин. Как я могу призывать? Размещённые материалы не несли за собой цели призывать людей к экстремизму. Я также не являлся автором данных материалов. Уже размещённая запись просто была добавлена ко мне. Некоторые из перечисленных материалов — ролики, видео — мне вообще не знакомы, я их не помню. Обвинение представляет, что я сделал это в интересах сообщества под чьим-то руководством, но это не так, — заявил Адель Аскаров во время допроса в суде.

Прокурор после этого поинтересовался, что значат татуировки молодого человека. Над правой бровью у Аскарова набито слово, а остальные изображения на теле скрывают рубашка с длинным рукавом и брюки. Обвиняемый ответил: «Они не несут в себе националистического подтекста». Также он не смог пояснить, что значат татуировки остальных подсудимых: «О других сказать не могу».