Коронавирус

Паника-убийца: голод вместо лекарства. Семен Новопрудский о том, почему борьба с коронавирусом уже опаснее самой болезни. Подробный анализ и редкое в эти дни здравомыслие.

Я не считаю СOVID-19 надуманной опасностью. Это самый страшный вызов человечеству за последние десятилетия. Я понимаю мотивы сторонников тотальной самоизоляции и жестких карантинов. Но все, что мы знаем про этот вирус и вирусы вообще на данный момент, доказывает: жесткий тотальный карантин в борьбе с пандемией ничем не лучше точечного для групп риска. Карантины по всему миру придется отменять независимо от реального хода пандемии в ближайшие несколько недель. Идущее на наших глазах всемирное убийство экономики не спасает людей от вируса. Зато, если вовремя не остановиться, приведет к сотням миллионам жертв от голода и других болезней.

Если не остановить карантинное безумие в ближайшие несколько недель, люди начнут прекращать его сами: просто потому, что смерть от голода ничем не лучше смерти от вируса. Только таких смертей может быть на порядки больше.

У сторонников тотального карантина и адептов секты всеобщей обязательной «удаленки» с закрытием всего и вся, кроме продуктовых магазинов и аптек, два основных довода. Первый — жесткий карантин затормозит скорость распространения пандемии и позволит национальным системам здравоохранения лучше подготовиться к наплыву тяжелых больных. Чтобы «не было, как в Италии». Второй — Китай ввел драконовский карантин и победил вирус. Чтобы «было, как в Китае».

При реальном трезвом рассмотрении ситуации оба эти довода не выдерживают критики.

Нет никаких оснований уверенно утверждать, что Китай победил пандемию. В частности, 23 марта в Китае за сутки было зафиксировано вдвое больше новых случаев заражения, чем 22-го. Один из ведущих специалистов по коронавирусам в мире Ральф Бэйрик на днях в подкасте This Week in Virology со ссылкой на своих китайских коллег сообщил, что Китай просто прекратил тестирование и реагирует только на клинические признаки болезни. Даже если предположить, что китайские вирусологи нагло соврали американским, очевидно, что как минимум в Южной Корее (23 марта там впервые было меньше новых случаев, чем в Китае) и Японии, где таких жестких карантинов не было, принудительно на удаленку никого не отправляли, справились с пандемией (опять же, если справились — уверенно говорить об этом рано) точно не хуже.

Показательно, что в Китае удивительным образом начали выходить из тотального карантина ровно тогда, когда вышли официальные данные по экономическим показателям страны за февраль. К февралю 2019 года промышленное производство упало на 13,5%, а розничный товарооборот — на 20,5%. Такое падение может происходить только в разгар разрушительной войны в стране, которая эту войну проигрывает. Это даже не падение, а катастрофический обвал. Американские инвестиционные банки прогнозируют обвал на 20-30% главной экономики мира — американской. Из-за варварских методов борьбы с коронавирусом мы можем получить больший ущерб, чем нанесла Вторая мировая война. И уморить голодом больше людей, чем погибли на этой самой кровавой войне в истории человечества. И намного больше, чем убьет сам этот коронавирус.

С большой долей вероятности, китайские власти просто осознали, что когда сотни миллионов умрут от голода на карантине, никакой вирус уже никто и не вспомнит. А на одних штрафах за нарушение карантина (тоже всеобщее поветрие) экономику не поднимешь. Отчаянная толпа голодных людей сильнее любой армии и партии.

Второй довод сторонников жесткого карантина — что это поможет затормозить скорость пандемии до подхода вакцины, чтобы всем тяжелым больным хватило мест в больницах и дополнительных оборудованных помещениях, а также аппаратов ИВЛ — еще более смехотворен. Лечить вирус мы не умеем и в ближайшие недели не научимся. Более того, вирусов, как пишут специалисты, по всей видимости не один, а два и на них может быть разная реакция организма. Вакцину самые оптимистические прогнозы обещают через 9-11 месяцев. Эксперты ВОЗ — не раньше, чем через год. Притом, что пока ни от одного из коронавирусов, которых нам известно четыре десятка, человечество вакцину не создало.

Как вы себе представляете 9-11 месяцев на всемирном карантине, когда нигде не работает ничего, кроме продуктовых магазинов и аптек? Кто привезет вам еду? Кто вас будет лечить? Откуда у вас появятся деньги на еду через 9-11 месяцев этого тотального карантина?

В России, например, нет никаких сбережений более чем у половины населения. Миллионам людей на долгом карантине платить никакие деньги не будет никто — потому что эти люди перестанут эти деньги зарабатывать. И бесплатной едой вас никто не обеспечит, можете не сомневаться.

К тому же даже при самом всеобъемлющем карантине все равно всех не изолируешь. Кому-то надо снабжать едой и лекарствами живущих на удаленке. Отлавливать нарушителей карантина. Лечить заболевших. Или вы думаете, что другие болезни, в том числе куда более страшные и уносящие гораздо больше жизней, дружно прекратятся, дожидаясь вакцины от китайского вируса?

Свои доводы сторонники жесткого карантина морально мотивируют гуманистическими соображениями: разве вам тяжело две-три недельки посидеть дома, чтобы не умереть самим и спасти своих стариков? Конечно, две-три недели — не тяжело. Конечно, мы не хотим умирать. Конечно, мы еще меньше хотим смерти своим старикам, детям, да и вообще незнакомым людям любого другого возраста. Конечно, безмерно жалко каждого умершего от коронавируса.

Но как вы определите, когда уже можно отменять карантин и почему именно через две-три недели? Где гарантии, что после постепенного открытия закрытых границ не начнется вторая волна пандемии? У «испанки» 1918-1919 годов, с которой так модно сравнивать этот вирус, было две больших волны, причем вторая страшнее первой.

Совершенно непонятно, на чем основана уверенность сторонников тотальной удаленки, что в изоляции они точно не заразятся. Даже глава Всемирной организации здравоохранения 25 марта наконец признал недостаточность (он побоялся сказать «бесполезность», хотя оно так и есть) изоляции для борьбы с пандемией. Исходя из наших нынешних знаний о вирусе, у значительной части — возможно, даже у большинства его носителей — болезнь проходит бессимптомно. 7,7 миллиарда тестов всем жителям планеты Земля не сделать никак. Не говоря уже о том, что если сегодня вы получили отрицательный результат тестирования, это не значит, что вирус не появится у вас через день, неделю или месяц. Поэтому каждый человек потенциально может являться ходячей вирусной бомбой. И даже не подозревать об этом. Любой карантин без тотального тестирования не может остановить пандемию, ибо вы все равно не будете представлять ее реальных масштабов в вашей местности, а тотальное тестирование невозможно физически.

Где гарантия, что вирус не доставит вам прямо на дом курьер по доставке еды, которую вы так предусмотрительно заказали в интернете?

Вы можете заразиться, даже просто высунувшись подышать воздухом из окна, живя на низких этажах, ведь вирус, как нам говорят вирусологи, держится молодцом в воздухе 2-3 часа? Или выйдя из своей изоляции за продуктами в любом месте на улице, в том числе на пути к машине — она же не припаркована прямо у входа в квартиру.