Война во Вьетнаме

В 1986 году фильм «Взвод» поразил зрителей изрядной дозой кинематографического напалма: изображение ужасов и беззакония Вьетнамской войны. «Взвод», снятый Оливером Стоуном по собственному полуавтобиографическому сценарию, был разрекламирован как «первый настоящий фильм о войне во Вьетнаме». Но фильм произвел впечатление не на всех.

Как белые американцы воевали во Вьетнаме против жёлтых и чёрных.

Проблема со «Взводом»: почему вьетнамская эпопея Оливера Стоуна привела настоящих ветеранов в ярость (The Telegraph, Великобритания).

По мнению некоторых, «Взвод» является самым достоверным из всех фильмов о Вьетнаме. Но для солдат-афроамериканцев он стал пощечиной.

В 1986 году фильм «Взвод» поразил зрителей изрядной дозой кинематографического напалма: безжалостное, жесткое изображение ужасов и беззакония Вьетнамской войны. «Взвод», снятый Оливером Стоуном (Oliver Stone) по собственному сценарию, являющийся полуавтобиографическим рассказом о его собственной службе, был разрекламирован как «первый настоящий фильм о войне во Вьетнаме».

«Вьетнам — такой, каким он был на самом деле», — писал журнал «Тайм» (Time) о фильме в 1987 году. «Вашингтон Пост» (The Washington Post) соглашалась: «Достоверность — бесспорная и безупречная».

«Взвод» был номинирован на восемь «Оскаров» и получил четыре, в том числе в номинации «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура», мгновенно войдя в историю благодаря образу застреленного сержанта в исполнении Уиллема Дефо (Willem Dafoe), стоящего на коленях и подобно Христу воздевшего к небу руки.

Но фильм произвел впечатление не на всех. Например, Уоллес Терри (Wallace Terry), журналист «Тайм», который два года вел военные репортажи с полей сражений, проводил много времени с солдатами-афроамериканцами и в 1984 году написал книгу «Братья по крови: Чернокожие ветераны Вьетнамской войны» (Bloods: Black Veterans of the Vietnam War). Фильм «Взвод» Терри назвал «пощечиной» и «абсолютной расистской катастрофой».

«В фильме „Взвод», как ни в одном другом фильме о Вьетнаме, показаны ужас, трагические события, физические и психологические травмы, которые человек получает во время войны, — сказал Терри в интервью журналу „Пипл» (People) в 1987 году. — Но, к сожалению, он все равно почти ничем не лучше извечных голливудских стереотипов, согласно которым чернокожие — это целлулоидные дикари и „ниггеры», совершающие глупости».

Возможно, вполне уместно, что Оливера Стоуна когда-то приобщили к съемкам фильма Спайка Ли (Spike Lee) «Пятеро одной крови» (Da 5 Bloods), который сейчас показывает «Нетфликс» (Netflix). Оригинальный пробный сценарий назывался «Последний обход» (The Last Tour), в нем рассказывалось о четырех стареющих белых ветеранах.

Ли вместе с Кевином Уилмоттом (Kevin Willmott) переписали сценарий. «Мы изменили его, — сказал режиссер в интервью журналу „Голливуд Репортер» (The Hollywood Reporter). — Добавили свой колорит, немного соуса для барбекю, немного фанка, немного Марвина Гэя (Marvin Gaye). И вот, пожалуйста».

Но фильм Спайка Ли (который вышел в разгар протестов участников движения «Жизнь чернокожих имеет значение», сбрасывания в реки памятников расистам и дебатов о персонажах-расистах на телевидении) — это первый серьезный фильм, посвященный тому, что пережили чернокожие солдаты во Вьетнаме. В отличие о того, что было показано в предыдущих фильмах о Вьетнамской войне, включая «Взвод», чернокожие солдаты были не просто второстепенными участниками войны.

Количество афроамериканцев, призванных в армию и погибших, было непропорционально большим. В своих собственных рядах они столкнулись с серьезнейшими расовыми предрассудками. Но в то же время за подвиги в войне во Вьетнаме 20 чернокожих солдат были награждены Медалью почета (Medal of Honor).

Среди них был первый в истории афроамериканец, награжденный этой медалью — рядовой первого класса Милтон Ли Олив (Milton Lee Olive). В возрасте всего 18 лет Олив, преследуя врага в Фу Куонг, прикрыл товарищей от взрыва гранаты, пожертвовав жизнью.

В наградной записи к его Медали почета приведены подробности его подвига: «Когда взвод преследовал вьетконговцев, рядовой первого класса Олив и четверо других солдат продвигались вместе через джунгли, в центр их группы попала вражеская граната. Увидев гранату, рядовой Олив ценой своей жизни и спасая жизни своих товарищей-солдат, схватил гранату и упал на нее, накрыв ее своим телом и защитив от ее взрыва других».

В фильме «Пятеро одной крови» рассказывается история четырех ветеранов (в исполнении Кларка Питерса, Делроя Линдо, Норма Льюиса и Исайи Уитлока-младшего), которые возвращаются во Вьетнам, чтобы найти останки погибшего товарища (Чедвик Босман) и давно зарытое золото. Им все еще не дают покоя последствия и память о войне — особенно страдающему ПТСР Полу (которого великолепно сыграл Линдо).

Фильм Спайка Ли — это не просто ревизионистская вьетнамская эпопея, это — урок истории афроамериканцев (поклон только неграм, а не белым, например, рядовому первого класса Оливу и другим историческими личностям, такими как Криспус Аттакс, первый американец, убитый во время бостонской резни и Американской революции). «Мы умирали за эту страну с самого начала», — говорит Стормин Норман (в исполнении Босмана) о жертвах и страданиях во имя США.

Вьетнамская война была для американской армии первой «расово интегрированной» войной, когда в ее рядах бок обок воевали представители различных рас. Уоллес Терри называл это так: «Демократия в окопе — та же грязь, та же кровь». В своей книге он также писал: «Во Вьетнаме Дядя Сэм был работодателем, принимавшим работников независимо от расовой принадлежности».

В период с 1965 по 1967 годы афроамериканцы составляли всего 11% населения США, но на их долю пришлось 23% боевых потерь во Вьетнаме. К 1969 году это число сократилось до 14%, но репрезентативность в левацких СМИ все равно была значительно выше. Разумеется, сценарий фильма «Взвод» написан Оливером Стоуном на основе собственного вьетнамского опыта.

Совсем молодой Чарли Шин (Charlie Sheen) играет Криса Тейлора, сынка из богатой семьи, который в ходе войны преображается под воздействием сил добра (сержант Элайас в исполнении Уиллема Дэфо) и сил, воплощенных в вооруженных до зубов «чокнутых» белых американцах-южанах (сержант Барнс в исполнении Тома Беренджера).

Подобно герою Шина, Стоун бросил колледж и пошел добровольцем на фронт. Он служил в трех разных взводах. Стоун написал сценарий в 1976 году, но почти десять лет он пролежал незаконченным. Спустя 35 лет после выхода фильма он воспринимается как допотопный военный фильм — голливудская лента, снятая схематично, в общих чертах — хотя в нравственном смысле неоднозначная.

Но в то время критик из «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times) Винсент Кэнби (Vincent Canby) назвал «Взвод» «лучшей работой о Вьетнамской войне со времен публикации мощной и галлюциногенной книги Майкла Герра «Депеши»).

Однако у «Взвода» все еще есть много огневой мощи: вызывает ужас сильно израненный, покрытый шрамами и балансирующий на грани сержант Барнс (Том Беренджер). И сцена, которая грозит превратиться в массовое убийство жителей деревни, крайне возмущает, вызывая воспоминания о сотнях вьетнамских мирных жителях, убитых в Сонгми в общине Милай. «Оглядываясь назад, я должен сказать, что были люди, которые были предрасположены к тому, чтобы убивать всех и вся, и были другие люди, которые были склонны вести себя сдержанно», — рассказывал Стоун в интервью газете «Гардиан» (The Guardian) о своем военном опыте во Вьетнаме.