«Отбиваться от силовиков стаканчиками!» Суд приговорил 19-летнего екатеринбуржца к ограничению свободы за сообщения в Telegram с призывами к захвату власти.

В Екатеринбурге Чкаловский районный суд признал 19-летнего местного жителя виновным по части 3 статьи 212 УК РФ за сообщения в Telegram с «призывами к массовым беспорядкам, сопровождающимся насилием, поджогами и вооруженным сопротивлением представителям власти». Следствие увидело в этом связь с задержанием Алексея Навального в Москве. It’s My City публикует репортаж из зала суда.

На скамье подсудимых Валерий Тиунов, которому в августе этого года исполнится 20 лет. Он не женат, детей не имеет, судимостей не было. Пока не работает, но позже в своем последнем слове пообещает трудоустроиться. В этом году Валерий планировал пойти в армию. Ранее с целью подготовки к военной службе ходил на занятия по стрельбе и рукопашной борьбе в организацию Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ) при своей школе.

Рядом с Валерием его мама Марина Тиунова, а также адвокат по назначению Михаил Немов. По словам защитника, в суде они будут добиваться прекращения уголовного дела с назначением Тиунову судебного штрафа.

В начале заседания судья Светлана Усатова дает слово государственному обвинителю, которым выступает помощник прокурора Чкаловского района Рыкова. По ее словам, умысел на совершение преступления возник у Тиунова после задержания Алексея Навального в аэропорту Шереметьево. По версии следствия, несогласный с действиями российских властей Тиунов решил вступить в телеграм-чат «Екатеринбург. Конструктивные мысли о протесте». В нем он, как зачитала Рыкова, оставил несколько сообщений, которые легли в основу обвинения по уголовной статье о массовых беспорядках.

В частности, как сказала гособвинитель, обвиняемый призывал «подливать масла в огонь», «брать в руки оружие, врываться на улицы городов и побеждать», «захватить администрацию и штабы силовых ведомств», «взять в заложники руководителей», «захватить штабы и центры связи», а также «отбиваться от силовиков коктейлями Молотова и стаканчиками». Судя по последней фразе, Тиунов мог писать иронично, но следствие и обвинение юмора не уловили. Сам он не смог ответить однозначно на вопросы корреспондента It’s My City, писал ли он все эти сообщения всерьез.

Ни Тиунов, ни его защитник сказанное не оспаривали. Валерий заявил ходатайство об освобождении его от уголовной ответственности в связи с признанием вины и деятельным раскаянием. При этом он отметил, что впервые совершил преступление, которое к тому же имеет категорию небольшой тяжести. Также, как считает обвиняемый, он способствовал раскрытию преступления: принимал активное участие в обыске квартиры, добровольно отдал свой смартфон и сказал пароль для его разблокировки. А еще он разместил на своей странице пост с раскаянием о случившемся и предостережением от совершения преступлений.

«Не так давно в общеизвестном мессенджере я начеркал несколько сообщений, содержащих в своей сути призывы к массовым беспорядкам с полным ассортиментом в виде погромов, файтингов с силовиками и т. п., — написал Тиунов. — При этом я не сильно задумывался о том, что могут найтись „сверхразумы“, которые воспримут данные слова и потопают творить бесчинства и нарушать порядки. Эта деятельность привлекла внимание товарищей из СК, потому как образует состав преступления, и моя жизнь стала чуточку интереснее. Посему, несмотря на вкусную и бесплатную еду в ИВС, я ставлю всему этому действу одну звезду из пяти, не рекомендую, ибо проблем от этого может оказаться ощутимо больше, чем пользы, не только потому, что у вас могут возникнуть проблемы с законом, но и потому, что подобные призывы могут сработать, а в итоге пострадают обычные гражданские».

Гособвинитель не согласилась с тем, что Валерий загладил вину постом. Более того, Рыкова посчитала, что молодой человек не сможет оплатить судебный штраф, потому что он не работает и находится на иждивении у матери. Представитель прокуратуры запросила для него восемь месяцев ограничения свободы, которое включает запрет покидать место жительства после 22 часов, посещать места массовых мероприятий, менять место жительства без разрешения, а также выезжать за пределы Екатеринбурга.

Судья удалилась в совещательную комнату. Пока она обдумывала решение по делу, Валерий рассказал, что обыски у него дома состоялись 28 апреля. По его словам, утром в квартиру, где они жили с мамой, пришли силовики в сопровождении троих бойцов СОБР в экипировке с масками. Они изъяли всю технику, включая нерабочий компьютер и телефоны. Самого Валерия на один день забрали в изолятор временного содержания, после чего ему избрали меру пресечения в виде запрета определенных действий и отпустили домой. Он говорит, что признал вину на первом же допросе.

«У них были лом и кувалда, — добавляет мама Валерия. Ну, и кобура с оружием, вроде. Все без проблем прошло. Забавный момент: следователи рисунок сына нашли со „Звездными воинами“, улыбнулись. Видимо, тоже нравятся им».

Как утверждает Тиунов, телеграм-чат «Екатеринбург. Конструктивные мысли о протесте» он нашел случайно. По его словам, в нем было примерно 200 человек, а доступ к чату был открыт для всех. Сейчас чат удален. Валерий считает, что его номер телефона передала силовикам администрация Telegram. При этом, по словам молодого человека, он не рассчитывал, что к его словам может действительно кто-то прислушаться.

«Там кто-то, наверно, скриншот сделал моих сообщений. Я так полагаю, силовики просто вводят в поиске „протесты“ или „Екатеринбург протесты“ и просматривают чаты. Когда писал сообщения, я в равной мере надеялся на удачу, что никто не увидит, при условии малого количества участников чата, и что Telegram все же не будет таким гадким. Видимо, силовики запросили мой номер телефона у Telegram — в мессенджере он был скрыт. А дальше уже не составило труда меня отыскать по номеру», — говорит Тиунов.

По словам Валерия, в этом же чате были еще трое человек, у которых проходили обыски в тот день.

Один из них, по словам матери Тиунова Марины, страдает ДЦП. Она видела его в суде, когда молодому человеку избирали меру пресечения. «Заметно, что человек физически больной стоит, как его вообще судить?» — задается вопросом Марина.

Тиунов сказал, что не поддерживает Навального из-за противоречивых действий и личности политика, хотя и выступает против действующей власти. Особенно ему не нравится проблема коррупции в России. Тем не менее ни на один из митингов в Екатеринбурге он не ходил.

Спустя час судья возвращается из совещательной комнаты и оглашает приговор. Тиунова признают виновным и назначают шесть месяцев ограничения свободы с запретом выходить из дома с 22:00 до 06:00 и выезжать за пределы муниципального образования, где он будет проживать. Будет ли защита обжаловать приговор — неизвестно.

Мама Тиунова после заседания сказала, что удовлетворена таким результатом. Она, как глубоко воцерковленный человек, считает, что «на все воля божья». Сам Валерий шутит, что теперь можно не идти в армию из-за судимости.