В современном мире мало найдется людей, которые бы ничего не слышали о Вернере фон Брауне. Это имя так же неразрывно связано с полетами людей на Луну, как имя главного конструктора Сергея Королева – с запуском первого спутника и первого человека в космос. Многие ставят знак равенства между этими личностями.

Если сравнение их, как конструкторов, верно, то, как людей оказавших влияние на развитие космической деятельности в Советском Союзе и США – не совсем. Королев был политическим деятелем не в меньшей степени, чем конструктором. Он мастерски сумел убедить правящую элиту СССР сделать осуществление его профессиональных амбиций одним из главных инструментов для достижения глобальной цели, стоявшей в те годы перед Кремлем – доказать превосходство социалистической системы над капиталистической.

Фон Браун же, при всей смелости своих замыслов и конструкторской незаурядности, все-таки оставался в основном создателем ракетно-космической техники. Он лишь интегрировал свои замыслы в политическую задачу «ответа на космические вызовы Москвы», которая была поставлена президентом Джоном Кеннеди перед ракетно-космической отраслью США.

Было и еще два существенных отличия между этими конструкторами. Все громкие космические победы СССР в конце 1950-х — первой половины 1960-х годов, включая запуск первого спутника, первого человека, первого многоместного корабля в космос и первый выход космонавта в открытое космическое пространство, были одержаны с помощью техники, разработанной под непосредственным руководством Королева. Это в первую очередь ракета-носитель «Союз» и космические корабли типа «Восток»/«Восход».

Что же касается фон Брауна, то в сфере гражданской космонавтики его «рейсшине» принадлежат лишь ракета-носитель «Редстоун», на котором в 1961 г. двое астронавтов совершили два суборбитальных космических полета, и знаменитый «Сатурн-5», с помощью которого люди добрались до Луны. Орбитальные одноместные полеты в рамках программы «Меркурий» осуществлялись с помощью ракеты «Атлас», а орбитальные полеты многоместных кораблей по программе «Джемини» – с помощью ракеты «Титан». И тот и другой носитель были разработаны конструкторскими коллективами не связанными с командой фон Брауна.

Другое отличие состояло в том, что фон Браун в начале своей конструкторской карьеры участвовал в создании оружия для Третьего Рейха, вольно, или невольно став соучастником преступлений гитлеровского режима. Таким образом, его жизнь и деятельность стали ярчайшим в истории человечества примером почти неразрешимой дилеммы: оправданно ли сотрудничество с «максимальным» злом ради того, чтобы в дальнейшем получить возможность делать «максимальное» добро? А именно к категории подобного добра относится расширение среды обитания людей за пределы Земли, ибо альтернативой этому расширению рано, или поздно станет мальтузианство, когда человечеству придется сознательно сокращать свою численность, чтобы оставшимся хватило ресурсов родной планеты для выживания.