Гастарбайтеры бегут из бесполезной тюрьмы.

Временный центр содержания иностранных граждан, подлежащих депортации, оскандалился после того, как из него нагло бежала группа гастарбайтеров. Их не остановили ни засовы на дверях, ни охранявшие их полицейские. Нелегалов теперь ищут по всему городу. Начальника Центра отстранили от должности.

Но еще больший скандал, как выяснил «МК» в Питере», может разразиться после того, как будут подсчитаны все расходы на строительство и содержание временного центра для нелегалов-гастарбайтеров. Ведь здание на Кингисеппском шоссе, в котором гастарбайтеры дожидаются депортации на родину, находится вообще вне закона!

«Сдавайтесь, узбеки!»

Это уже второй побег мигрантов из центра в Красном Селе за последнее время. В начале года бежало 6 человек. Сейчас 11 — четверо таджиков и семь узбеков. Они выбили закрытую на магнитный замок дверь, оттолкнули постового полицейского, потом дважды ударили по голове металлическим прутом дежурного — майора полиции, и благополучно скрылись.

— Сбежавшие узбеки в основном работали в Выборге, они не совершали никаких преступлений, речь идет о нелегальном нахождении на территории России, — говорит Равшан Курбанов, глава Совета старейшин узбекской диаспоры Петербурга. — Все молодые — от 20 до 35 лет. Мы предполагаем, что здесь у них семьи. И далеко они вряд ли убегут. Поэтому со своей стороны ведем активный розыск. Но все-таки лучше им прийти к нам самим — в таком случае мы можем помочь им избежать больших проблем с законом. Их просто депортируют в Узбекистан.

По словам Равшана Курбанова, на такой дерзкий побег соотечественников мог подбить кто-то на свободе — к примеру, работодатель или посредник, который нанимал мигрантов на работу. Питерские правозащитники, не раз бывавшие в Центре на Кингиссепском шоссе, говорят, что сбежать оттуда можно было без особой подготовки. Система охраны, несмотря на железные двери и решетки, была слабой — гастарбайтеры могли свободно перемещаться по зданию. Видимо, так же посчитало и руководство главка, отстранившего от должности начальника Центра Виталия Улаева.

Зачем вбухали миллионы?

А ведь два года назад, когда временный центр для нелегалов-гастарбайтеров с помпой открывался в Петербурге, речь шла о создании специального отдела милиции, который будет охранять нелегалов. Обслуживающий штат уже тогда составлял 65 человек. Причем койко-мест всего — 300, а на деле под арестом находилось в среднем около 150 человек. То есть пригляд за гастарбайтерами должен был быть практически персональным… За два года через центр прошло около трех тысяч человек. Капля в море. Ведь только по данным УФМС в Питере и Ленобласти находится не менее 350 тысяч нелегалов.

Как и предполагал еще в 2009 году «МК» в Питере», история с открытием центра для содержания нелегалов оказалась очередным мыльным пузырем городских властей, которые, прикрываясь речами о миграционной политике, беззастенчиво освоили бюджетные средства. 157 миллионов было вложено в реконструкцию восьмиэтажки — бывшего общежития НИИ телевидения. Еще на 6 миллионов рублей закуплено «технологического оборудования» для здания. На открытие Центра приезжала губернатор Валентина Матвиенко.

А потом Центр для содержания нелегалов отдали в «управление» питерским полицейским. Но ГУВД — федеральная структура. Почему построенный за счет городской казны Центр был отдан в федеральную собственность, непонятно. Более того, оказалось, что в Петербурге даже не принят закон о порядке создания этого спецучреждения. Временный центр для нелегалов по сути находится вне закона!

— Возникает вопрос о нецелевом расходовании бюджетных средств, правда, вопрос это уже скорее к прежней администрации Смольного, — говорит депутат Заксобрания Максим Резник, направивший соответствующий запрос Георгию Полтавченко. Губернатор ответил, что планируется создать «специальное учреждение, подведомственное Правительству Санкт-Петербурга», которое должно взять на баланс временный Центр для мигрантов в Красном Селе, отобрав его у полицейских.

— Проверкой расходования средств займется Контрольно-счетная палата, — подчеркивает депутат Максим Резник.