Генпрокуратура РФ обвинила производителей мобильных телефонов в нарушении законодательства в сфере авторского права. В ведомстве заявили, что компании Samsung, Panasonic, Philips и другие не выплачивают вознаграждение – за свободное воспроизведение музыкального контента в пользу Российского союза правообладателей (РСП) кинорежиссера Никиты Михалкова. Размер ставки вознаграждения установлен на уровне 1% со стоимости телефонов, компьютерных комплектующихфлэш-карт и прочего. Межрайонными прокуратурами Москвы внесены предупреждения 12 компаниям. Об этом говорится в письме Генпрокуратуры, сообщает газета РБК daily.

В 2010 году была введена статья 1245 Гражданского кодекса, согласно которой производители устройств, воспроизводящих музыку, должны выплачивать РСП вознаграждение за свободное воспроизведение музыкального контента в личных целях. Собирать его имеет право аккредитованная государством организация – в октябре 2010 года аккредитацию получил РСП Никиты Михалкова.

Между тем в марте текущего года ряд крупнейших российских звукозаписывающих компаний объявили о прекращении сотрудничества с Nokia и Samsung, а также со сторонними компаниями, выполняющими функции по «очистке» прав для их музыкальных сервисов. По их словам, в телефонах Nokia и Samsung есть цифровые сервисы, с помощью которых можно купить музыку, и производители телефонов не отказываются заключать лицензионные соглашения на право использовать музыку в таких целях. Однако они не выплачивают правообладателям компенсации за копирование музыки пользователями или перенос ее на другие носители.

По сведениям издания, второй по величине в мире производитель мобильных телефонов Nokia решил пойти на мировую с РСП и заплатить «авторский налог». Связаться с представителями компании накануне вечером не удалось.

«Мы составили список крупнейших неплательщиков и направили его в Генпрокуратуру, – сообщил первый заместитель генерального директора РСП Андрей Кричевский. – После этого ряд из них согласились мирно решить вопрос, подписать договор и приступить к выплате вознаграждения в пользу правообладателей, однако некоторые компании проигнорировали обращение».

«В настоящий момент в адрес этих компаний внесены представления, и Генпрокуратура будет работать дальше с этими организациями в соответствии с установленной законом процедурой привлечения к ответственности за несоблюдение российского законодательства», – добавил представитель РСП.

Согласно подсчетам РСП, общая задолженность компаний, к которым есть претензии, на сегодняшний день составляет более 1,3 млрд рублей. «Долг накопился с момента вступления в силу постановления правительства от 14 октября 2010г. «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях», – уточнили в организации.

Тем временем адвокат МКА «Клишин и партнеры» Владимир Энтин считает, что компании могут уклониться от выплаты вознаграждений. Для этого их юристам придется доказать, что прослушивание музыки или фонограмм производится при помощи профессионального оборудования, то есть что в их телефонах есть программы для редактирования медиафайлов, а они есть почти в любом современном смартфоне.

В Samsung подтвердили сведения, что Пресненская межрайонная прокуратура запрашивала информацию у компании о ее взаимоотношениях с РСП, однако каких-либо предписаний пока не поступало.

Представитель одной из компаний, указанных в письме, подтверждает, что его компания получила предписание от прокуратуры, но не спешит его исполнять. «Мы находимся в стадии активных переговоров, однако не спешим принимать решение, пока окончательно не оформится статус РСП как единого органа, который принимает вознаграждения для авторов песен и фонограмм», – говорит он.

Как ранее сообщал «Новый Регион», Михалков сотоварищи уже два года стараются получить право взимать «авторские отчисления» с производителей техники. Как аппетиты, так и представления членов РСП, какого рода техника может содействовать «воспроизведению авторского материала», весьма обширны. В перечень пожеланий – с каких предметов стоит взимать авторский процент – вошла почти любая электроника – от ТВ и сотовых телефонов до компьютерных комплектующих, флэш-карт и «чистых» CD и DVD. В списке оказались даже загадочные «карточки и бирки с нанесенными специальными метками, действие которых основано на приближении». Критики «копирайтеров» тогда предположили, что этим подразумеваются карточки для метро. Аппетиты «национального кинолидера» были несколько урезаны перечнем техники, облагаемым новым сбором, который составило правительство и утвердил в октябре 2010 года премьер Путин. Из списка исчезли загадочные «карточки», но суть осталась неизменной – 1% должен взиматься с любой техники, которая потенциально может быть использована как носитель медиаконтента. Осталась и возможность взимать двойной сбор – например, отдельно – с жесткого диска и видеокарты, и дополнительно – с готового системного блока или ноутбука, в котором эти устройства установлены. общую сумму таких «однопроцентных» сборов в самом РПС оценили в ежегодные 100 миллионов долларов.

В январе 2011 года Арбитражный суд Москвы отменил аккредитацию Российского союза правообладателей Никиты Михалкова на сбор 1% с носителей информации всех видов – по заявлению конкурентов из «Российского общества по смежным правам». После отмены судом первой инстанции итогов конкурса среди организаций на сбор «процента», РСП не мог собирать деньги и только получал данные об объемах ввозимой техники от некоторых импортеров. Спустя несколько месяцев Михалков и РСП выиграли дело о законности конкурса по выбору организации, ответственной за сбор 1% с импортеров и производителей чистых носителей и техники. Решение об этом принял Девятый арбитражный апелляционный суд.

Однако 2 марта 2012 года Акушинский районный суд Дагестана по заявлению певца Курбанмагомедова признал незаконной регистрацию в Министерстве юстиции Российского союза правообладателей. В иске отмечается, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ получать вознаграждение за использование авторских прав имеют право лишь сами авторы, исполнители, производители фонограмм, однако среди учредителей РСП правообладателей практически нет.

Курбанмагомедов указал, что на момент регистрации (декабрь 2009 года) учредителями РСП выступили Всероссийская организация интеллектуальной собственности, Российское авторское общество, Союз кинематографистов России и три физических лица.

РСП подал апелляционную жалобу на решение Акушинского суда Дагестана. Таким образом, согласно закону, решение районного суда пока в законную силу не вступило.

В начале апреля стало известно, что РСП через Верховный суд Дагестана добился дисциплинарного наказания для дагестанского судьи, вынесшего решение в пользу шансонье Курбанмагомедова. Председатель республиканского Верховного суда Руслан Мирзаев обвинил районного коллегу в «правовом нигилизме» и поддержал требование РСП привлечь того к дисциплинарной ответственности.

Источник: РИА «Новый Регион»